Насколько я понимаю, поршневой диапазон - это когда диффузор колеблется, как единое целое. У басовиков это бывает до сотен герц. Дальше начинается свобода и плюрализм, когда каждая зона динамика плюёт на соседей. В тоталитарных динамиках процесс происходит организованно. Это видно на фото экрана ниже (не моё, стащил из интернета). К направленности это отношения не имеет, она скорее зависит от формы диффузора, качества бумаги и т. п.
Посмотреть вложение 5965
10ГД-30 выше 500 Гц вырвался на свободу, опьянел от неё и стал бузить. У 6ГД-2 выход на свободу произошел от 2 кГц и процесс шатания был "в рамочках".
Определить поршневой диапазона обычно достаточно просто - ниже критической частоты все идут смело товарищи в ногу и график АЧХ - линия без дрожи, а выше начинается "шум" и массовые. Это хорошо видно при малом усреднении.
Смотрим что там у Шорова в статье "10МАС-1 может звучать лучше" Радио - 1975, №5, с. 42.
Посмотреть вложение 5966
Видно, что примерно до 450 Гц - поршневой диапазон, от 500 до 1000 Гц начинается "оттепель", а выше - разброд и шатания. Поэтому на моё ухо выше 1 кГц - кака. Поэтому раздел на 500 Гц - оптимум, на 1 кГц - компромисс, а дальше - ...
Не сомневаюсь, что умелые руки и фильтры способны на многое, но на слух килогерцы - не вотчина 10ГД-30.
Определить поршневой диапазон НЧ динамика проще всего измерением в упор. Я обычно сохраняю сглаживание 1/3 октавы и "дрожжи" там не видны, но вот нашел у себя измерение в упор другого динамика.
Посмотреть вложение 5967
По моим прикидкам здесь поршень до 300 Гц., выше - подъем, затем - свистопляска. При этом педантичные западные немцы отдавали в трехполоске этому динамику не 1 кГц, а 150 Гц.
Нет, я не спорю, вкусы у всех разные. Вот это и пытался донести.
Не надо всем делать по одному шаблону, у нас свободная страна.