Трёхполосная АС с последовательным НЧ/СЧ фильтром

Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,458
Реакции
9,287
Репутация
369
Расчет фильтров как бы тема перпендикулярная, эти расчеты нужны - не промазать на километр. Все равно приходишь со временем к некоему суповому набору деталей, в ворота рамок которого попадает большинство сочиняемых колонок. Тем более, всякое безумие шестого порядка со временем отвалится шелухой, так как смысла в нём -минус ноль. Звук он сам по себе, живет некоей своей жизнью, нужно его правильно ухватить и в тару поместить, не испортив .
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Вот тут на сайте поищите
http://www.aie.sp.ru/Text_Filters.html
Есть там помощь по онлайн расчёту фильтров онлайн.Я когда грубо считал,пользовался этими средствами.Мне понравилось.Попадал почти в яблочко.Но там нужно включать моск,как впрочем и всегда.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,458
Реакции
9,287
Репутация
369
фильтры из программ думают, что динамик- это резистор. Как та выпускница института благородных девиц, думающая, что творог добывается из вареников.
 

koloss

3 ранг
Регистрация
16 Окт 2021
Сообщения
5
Реакции
0
Репутация
1
Имя
Артур
фильтры из программ думают, что динамик- это резистор. Как та выпускница института благородных девиц, думающая, что творог добывается из вареников.
Да, если бы можно было вводить индуктивность звуковых катушек динамиков в расчёты онлайн-калькуляторов - наверное было бы легче попасть в желаемое ))
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Для этого нужен уже моск,чтобы корректировать на глазок кое-что))) я думаю вопрошающий c "маманей" работал,поймёт о чём я.
 

koloss

3 ранг
Регистрация
16 Окт 2021
Сообщения
5
Реакции
0
Репутация
1
Имя
Артур
Для этого нужен уже моск,чтобы корректировать на глазок кое-что))) я думаю вопрошающий c "маманей" работал,поймёт о чём я.
Моделировщик антенн? Нет, не вникал, сейчас достаточно готовых конструкций с неплохой повторяемостью (по крайней мере на высоких частотах) да и в антеннах, всё же, всё наглядней. Но принцип ясен, разумеется.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Моделировщик антенн? Нет, не вникал, сейчас достаточно готовых конструкций с неплохой повторяемостью (по крайней мере на высоких частотах) да и в антеннах, всё же, всё наглядней. Но принцип ясен, разумеется.
Что в антеннах,что в акустике.Подходы очень схожи.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,458
Реакции
9,287
Репутация
369
Так-то оно так, работа антенны , волновода , кобеля и динамика в ящике во многом схожи, принципы одни. Только собачий динамик -штука электромагнито-механическая, с набором дрючек от каждой "ипостаси"(фу, какое мерзкое слово) Отсюда и результат среднепотолочный, как сложится и повезет.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,798
Реакции
3,290
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
НЧ - 5,2 +5,2 ома (≈10,4 ома)
СЧ - 8 ом
Вч - хотелось бы поискать применённые вами, Seas H-1149 6 ом
или Visaton VS-SC10N-8 ом
Маловато для ТЗ!
АС создавалась собственными руками более 20ти лет назад, метровые напольники из натурального дуба и фильтрами аж 6-го порядка
Сеньйор знает толк в этих самых...
номиналов емкостей и индуктивностей под имеющиеся динамики.
Озвучьте, что уже есть. Если, конечно, ТЗ напишете полностью, с отдачами и типами динамиков.
Дальнейшая настройка - тема отдельная...
Без симулятора получится - тема докторской диссертации ))) Это о последовательном фильтре.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
А я вот что скажу:если Вы аудиофил,то идти путём комбинированных фильтров дело это не верное.И скажу почему.В дальней зоне всё как бы здорово,весьма слушабельно,баланс и всё такое вполне достижимо,да только вот приблизившись ушами ближе чем 1.5м начинаешь слышать как вч и пара нч+сч живут разными жизнями.Не смотря на примерную геометрическую фазу расположения головок,не смотря на одинаковость порядков фильтров,всё равно фаза звука из сч и вч заметно разная.Что кстати препятствует материализации звука,обсуждаемой в другой теме.Я бы вот что сделал,на основе всего опыта:большой высокочуйный блин,и тот же комплект динамиков сч и вч.Всё это на первых порядках именно паралельных фильтров и цепочках цобеля.Или исключительно всё на последовательной структуре,но придётся соблюдать равность сопротивлений всех головок.Я бы выбрал первый случай.Да простят меня Ниваги и иже с ними :)
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,458
Реакции
9,287
Репутация
369
думаю , что НЧ динамик в паре с емкостью - неважный союз. Резонанс вылезет и нагадит в звук. А нам останется гадать, что не так.
Либо, упершись лбом, из принципа, возиться с последышами , в итоге убить время на тот же результат, который быстрее и привычнее, с параллельными фильтрами.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
думаю , что НЧ динамик в паре с емкостью - неважный союз. Резонанс вылезет и нагадит в звук. А нам останется гадать, что не так.
Либо, упершись лбом, из принципа, возиться с последышами , в итоге убить время на тот же результат, который быстрее и привычнее, с параллельными фильтрами.
Я намекаю на Вами практикуемые фильтра.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Разве что интресно слушать "сходняки" киловатчиков в поисках Российских дэиксов.Когда кто-то там пытается вылезти из шумов,а эти с тремя элементами на сороковке,да ещё и с ротацией их пытаются разобрать.Как по мне работа, скромненько,на кюэрпи на фиксированной частоте интересней чем выдавливать всех и вся.Есть своя романтика.Да только это надо иметь уйму времени,да так чтоб работа твоя шла,без тебя.А сам за валкодером)) ну или ,что прикольней,за валом гпд)))
 

koloss

3 ранг
Регистрация
16 Окт 2021
Сообщения
5
Реакции
0
Репутация
1
Имя
Артур
Всё в жизни идёт по спирали и давно забытое старое возвращается в новом витке но уже в несколько новой ипостаси ))
Вот, выставил на передний план стоявшие без дела у стены свои старые но вполне рабочие напольники с новым желанием их модернизировать. А причиной тому стал выход из строя усилителя в трёхполосной акустике Edifier, привязанной к компьютеру, исполняющему роль рабочей машины и медиа-центра. В добавок купил винтажный усилок Pioneer в идеальном состоянии - мечту юности ))

То же и в радиолюбительстве - съездили в этом году в составе группы энтузиастов-автолюбителей в греческий кемпинг на пару недель.
Для оперативной связи между экипажами использовали простейшие рации на PMR-диапазон 446 мГц. По возвращении приобрёл пару двухдиапазонных портативок 144-430мГц, заказал китайский ИЧХ-метр для настройки антенн, в данный момент восстанавливаю позывной, благополучно почивший после 2000-го года, скорее для того, чтобы иметь в авто какую-то ксиву на радиопередающую аппаратуру.
Всё возвращается...
 
Последнее редактирование:

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Вообщем,рассогласованность вч и сч в ближней зоне и дальнейшее более слитное звучание этих фильтров в реализации ящика от с90 достигнуто.
Изменением второго порядка по вч на первый,и на слух подбор полярности включения вч дало хороший результат.
Низя применять одинаковые порядки фильтров когда геометрическое расположение динамиков на лиц панели смещено друг по отношению к другу.Особенно на высоких частотах.
Компенсация штатного смещения вч по отношению к сч случае с с90 достигнута разными порядками на этих полосах.Стало весьма слушабельно и что сразу заметил,одна колонка самостоятельно формирует образ вокалистки "во весь рост".До этого такого не было.
И да,выкинута катушка параллельно вч динамику и увеличена ёмкость последовательно вч дину до примерно 6.7мкф,ради восстановления примерно тойже частоты среза, 3.5кгц

Осознание и переосмысление многого привело вот к такому,я не знал что ждать.Было любопытно.Но что вышло от пары таких АС я и представить себе не мог.Никаких расчётов не вёл,размеры взяты на глаз, наблюдая за тем как сделано в sony ss-g7.
Вч-первый порядок,seas h-1149
Сч-6гдш5-4(дастеры с позором выкинуты,бумага на сч-рулит!)
Нч-75гдн3
Сч и нч- второй порядок,последовательный фильтр.
Проставки вырезаны лобзиком из пресованной древесной пыли.

Screenshot_2022-01-11-00-34-19.pngScreenshot_2022-01-11-00-34-10.png

В итоге что получилось:
Привязка звука к акустике пропала полностью.Звук появляется в комнате по центру между ас,как бы рождается спереди или между ними или сзади.Каждый трек создан по своему и вся эта тема с расположением звука всегда разная.С любой точки комнаты устойчивое слуховое восприятие локации "появления" звука,идёшь мимо и боком улавливаешь что проходишь мимо музыки.Появились натуральные тембра всех составляющих музыки и вокала.Возросло качество подачи баса,его стало просто достаточно.Заметно повысилась чёткость звучания отдельно взятых инструментов в музыкальном потоке.Особенно пение хора или явное наличие подпевки у вокалиста,которую даже и не слышал никогда.Появилась музыкальность и художество,которых раньше не наблюдалось на слух.А теперь сразу же об этом было не двухсмысленно подмечено.Появился завлекающий в музыку фактор.Сцена! Она стала читаемой и понятной.Акустика стала передавать ритм,петь всем диапазоном,если это будет нужно.
По началу при первой прослушке никак не мог понять что происходит,сказалась накатанная колея,привычка,к тому кривому звуку.Всё стало звучать просто по другому.Но потом через час прослушки стал понимать что обратно возврата нет,это новое гораздо качественней и комфортней.Рекомендую попробывать однозначно.С этого момента большая половина представлений о звуке изменилась координально.
Проэкт весь этот черновой,косметика страдает.Но мне это абсолютно не важно.Основное потребительское свойство раскрывается в полной мере-это главное.
И самое интересное:
0мм под вч
16мм под сч(вставляется в паз в ас),
32мм под нч(так же в паз).
Эти размеры приводят в одну плоскость нч и сч динамики примерно в области 1/3 тела диффузора.Купол вч при этом находиться примерно в 1/4 тела сч динамика.
Замысел таков :чтобы интуитивно(плюс немножко знаний) выявыявленная область излучения диффузоров у одинаковых частот ,пары динамиков -совпала.
Как и полагается всё собрано на герметик и покрашено под цвет корпуса.
Крепление нч динамика болтами М6 под отвёртку длинной 70мм,закручивается в мебельные гайки с шипами,которые устанавливаются с внутренней стороны ас,при затяжке впиваются в древесину.Болты стягивают весь этот бутерброд.Сч динамики и накладки нч стягивают обычные саморезы.Две проставки нч по 16мм предварительно стянуты на герметик 4 саморезами друг с другом.
П.с.
Родное и новое расположение динамиков отслушивалось быстрым переключннием,на этапе законченной одной ас.Уверяю,в стоке при тех же фильтрах и наборе головок звучание даже близко не такое.
 
Последнее редактирование модератором:
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,798
Реакции
3,290
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
В итоге что получилось:
Привязка звука к акустике пропала полностью.Звук появляется в комнате по центру между ас,как бы рождается спереди или между ними или сзади.Каждый трек создан по своему и вся эта тема с расположением звука всегда разная.С любой точки комнаты устойчивое слуховое восприятие локации "появления" звука,идёшь мимо и боком улавливаешь что проходишь мимо музыки.Появились натуральные тембра всех составляющих музыки и вокала.Возросло качество подачи баса,его стало просто достаточно.Заметно повысилась чёткость звучания отдельно взятых инструментов в музыкальном потоке.Особенно пение хора или явное наличие подпевки у вокалиста,которую даже и не слышал никогда.Появилась музыкальность и художество,которых раньше не наблюдалось на слух.А теперь сразу же об этом было не двухсмысленно подмечено.Появился завлекающий в музыку фактор.Сцена! Она стала читаемой и понятной.Акустика стала передавать ритм,петь всем диапазоном,если это будет нужно.
По началу при первой прослушке никак не мог понять что происходит,сказалась накатанная колея,привычка,к тому кривому звуку.Всё стало звучать просто по другому.Но потом через час прослушки стал понимать что обратно возврата нет,это новое гораздо качественней и комфортней.Рекомендую попробывать однозначно.С этого момента большая половина представлений о звуке изменилась координально.
Проэкт весь этот черновой,косметика страдает.Но мне это абсолютно не важно.Основное потребительское свойство раскрывается в полной мере-это главное.
И самое интересное:
0мм под вч
16мм под сч(вставляется в паз в ас),
32мм под нч(так же в паз).
Эти размеры приводят в одну плоскость нч и сч динамики примерно в области 1/3 тела диффузора.Купол вч при этом находиться примерно в 1/4 тела сч динамика.
Замысел таков :чтобы интуитивно(плюс немножко знаний) выявыявленная область излучения диффузоров у одинаковых частот ,пары динамиков -совпала.
Как и полагается всё собрано на герметик и покрашено под цвет корпуса.
Крепление нч динамика болтами М6 под отвёртку длинной 70мм,закручивается в мебельные гайки с шипами,которые устанавливаются с внутренней стороны ас,при затяжке впиваются в древесину.Болты стягивают весь этот бутерброд.Сч динамики и накладки нч стягивают обычные саморезы.Две проставки нч по 16мм предварительно стянуты на герметик 4 саморезами друг с другом.
П.с.
Родное и новое расположение динамиков отслушивалось быстрым переключннием,на этапе законченной одной ас.Уверяю,в стоке при тех же фильтрах и наборе головок звучание даже близко не такое.
16 мм под СЧ = 90° на частоте 5 кГц. Конечно, будет звучать по-другому!👍
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Ориентировочные частоты раздела: 550 и 3500.Родное расположение было ступеньками,это если брать замысел во внимание.Полосы стрелляли с дичайшими задежками,особенно нч
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,798
Реакции
3,290
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
Ориентировочные частоты раздела: 550 и 3500.Родное расположение было ступеньками,это если брать замысел во внимание.Полосы стреляли с дичайшими задежками,особенно нч
Окончательную схему - в студию!
Однако, 16 мм на 550 Гц = 10° или совсем ничего, в отличии от верхнего раздела. На нижнем рулят фИльтры.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Фазовая когерентность излучения полос на границе диффузор/воздух определяет натуральность передачи звука.Но явно в десятку не попал,но очень близко.По Схема из последнего моего сообщения в этой теме.Чуть выше.Тут ведь важна не только "синхронность" нч/сч и сч/вч но и нч/вч тоже.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,458
Реакции
9,287
Репутация
369
Фазовая когерентность излучения полос на границе диффузор/воздух определяет натуральность передачи звука.Но явно в десятку не попал,но очень близко.По Схема из последнего моего сообщения в этой теме.Чуть выше.Тут ведь важна не только "синхронность" нч/сч и сч/вч но и нч/вч тоже.
Торчок на ачх в районе 3-5 кгц может создавать головокружительные эффекты . Только время покажет, настоящий это звук или обычное вау .
Подобное было, когда пищалку с высоким чутьем подкинул к своей колонке и ошалел от стереоэффектов. Потом уши насверлило, глянул микрофоном, там избыток децибел в 7. Убрал торчок и эффекты попрятались. Зато баланс восстановился.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Дак,что интересно: до проставок баланс диапазона был выровнен.Он и сейчас на слух ровный) Хотя по идее на участках стыков должны появиться подъёмчики.На днях измкрю.Старая ачх есть.
 

Святослав_

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2021
Сообщения
5,006
Реакции
2,517
Репутация
121
Страна
Україна
Город
Бердянськ
Да, если бы можно было вводить индуктивность звуковых катушек динамиков в расчёты онлайн-калькуляторов - наверное было бы легче попасть в желаемое ))
И это не поможет, так как индуктивность сильно зависит от частоты. Помогло бы введение непрерывной линии Z, или хотя бы набора измеренных значений Z, по десяти-пятнадцати точкам.
В общем плохо, что программисты совершенно не петрят в предмете, для которого создают проги.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,798
Реакции
3,290
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
По Схема из последнего моего сообщения в этой теме.Чуть выше.
? Дошёл до АЧХ с Дастером, там - крутилки в неизвестном положении. С тех пор заменён СЧ, номиналы. Новой схемы -нихьт! smile_15 Таки дайте окончательный вариант.
Тут ведь важна не только "синхронность" нч/сч и сч/вч но и нч/вч тоже.
НЧ в создании фронта почти не участвует, с ВЧ ему стыковать нечего. Нужна синфазность-синхронность с СЧ.
Доброго дня.
Не поможете ли пересчитать схему вашего фильтра на 3-х полосную систему, в которой имеется два НЧ динамика, соединённые последовательно.
НЧ - 5,2 +5,2 ома (≈10,4 ома)
СЧ - 8 ом
Вч - хотелось бы поискать применённые вами, Seas H-1149 6 ом
или Visaton VS-SC10N-8 ом

АС создавалась собственными руками более 20ти лет назад, метровые напольники из натурального дуба и фильтрами аж 6-го порядка, эстетически завершённые но были задвинуты в дальний угол в связи с жизненными обстоятельствами.
Хотелось бы поставить нормальные СЧ и ВЧ головки и заменить фильтры.

С удовольствием взял бы вашу схему фильтров с применёнными вами частотами раздела но с корректировками номиналов емкостей и индуктивностей под имеющиеся динамики.
Дальнейшая настройка - тема отдельная...
Спасибо!
Работу не начинали?
Но в стерео паре мне приходится разворачивать во вне колонки чтобы нормализовать сцену.
Значит, Сисы орут лишнее на 14 кГц.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,660
Реакции
5,468
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
По поводу сдвига динамиков внутрь, я много раз уже писал.
Делаются три (для трехполоски) корпуса (пусть временных и корявых).
Ставятся и настраиваются фильтры.
В программе ARTA стремятся получить на глаз наилучший (в первую очередь - острый) импуль сдвигом корпусов.
Настройка по ФОРМЕ ИМПУЛЬСА.
Снова смотрим АЧХ и при необходимости подстраиваем.
Всё просто (на первый взгляд).
Но это в значительной степени юстировка, это случай когда надо отполировать, чуть-чуть подправить.
А если фазировка кривая, это не поможет, сначала надо правильно настроить фильтры и с учетом фазы в области раздела, что получается весьма редко (у меня), много зависит и от самих динамиков, от частот раздела, от фильтров.
Так что сдвиг динамиков - не панацея, а скорее наведение глянца. Неспроста данный способ давно известен, но не получил особого распространения даже в колонках знаменитых фирм.
Сделать же это на глазок, ориентируясь на "половину диффузора", вообще невозможно.
Вот Николай Марков лучше меня расскажет, КАК сильно влияют на фазу фильтры.
Отсюда еще один вывод. Могут быть прекрасно звучащие колонки. И в них вроде бы всё просто, но они поют. А достигнуто это инженерами и их работа не видна, просто они попали в яблочко как с комплектом динамиков, так и с фильтрами, с конструкцией ящика и расстановкой динамиков.
Попытки повторить результат на похожих динамиках ит. п. скорее всего дадут другой результат.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
фильтр последний.JPG
А если ещё вспомнить что в зависимости от расположения ушей по отношению к динамикам меняется этот самый сдвиг аналогично сдвигу динамиков так вообще...Но это отложим.
Я изначально начал эту затею с мыслью что хуже быть не должно.Что одинаковые вторые порядки,последовательный фильтр,первый аудиофильный порядок по вч и смещение динамиков должно же дать что-то положительное..И это вообщем-то это получилось.Прямая замена сч дала понять что чувствительности динамиков равны.
Николай,наверное Вы в курсе что спектральный состав ,например какой-нибудь басс-бочки уходит далеко за пределы нч полосы.Ну а про то как уши восприимчивы к гармоникам не мне Вам рассказывать.Было бы понимание-про это не упомянули..Сисы не орут лишнего,раньше на самом начале пути я бы мог попутать,но сейчас уже представление некое об этом имею.
 
Последнее редактирование:

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,660
Реакции
5,468
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Снова квазипоследовательный фильтр. Снова ВЧ - параллельно (независимо) и отдельно.
Чувствую, что это уже система.
И создается впечатление (может ошибочное), что СЧ динамик должен быть ШП, по крайней мере с большим запасом на стыке НЧ-СЧ.
в зависимости от расположения ушей по отношению к динамикам меняется этот самый сдвиг аналогично сдвигу динамиков так вообще...Но это отложим.
Да, с изменением расстояния форма импульса меняется, но весьма незначительно.
А это значит, что можно пристрелять колонку на определенное расстояние до слушателя ради получения максимального эффекта, когда важны даже крохи. При большом желании.
 

Игорь F°

2 ранг
Регистрация
6 Окт 2020
Сообщения
495
Реакции
147
Репутация
21
Страна
Россия
Имя
Игорь
Тогда кто скажет почему контрабас вдруг стал иметь свои тембра,почему клавишные стали по звучанию такие увлекательные.Виолончель так вообще.И прочее и прочее.Появился тембральный состав одним словом,богатство.Ударные показали свой характер.Ты включаешь диск и первые секунды заставляют замереть,заставить заткнуться всех и прислушаться к этим интересным звукам.Появился интересный эффект:хочется включать тракт вновь и вновь.Каждые новведения происходящие с ас и отмечаемые в этой теме по шажку или заметному шагу толкали полку качества всё выше.Единственное чтобы сейчас хотелось сделать,так это "прогерленить" подвес у ШП на СЧ и заменить набранные ввиде бутербродов конденсаторы в фильтрах на однотипные или штучные на нужный номинал.И ВСЁ! Разумная достаточность достигнута,потребительские слуховые качества удовлетворены
 
Последнее редактирование:

Статистика форума

Темы
2,311
Сообщения
157,387
Пользователи
1,882
Новый пользователь
Miller22
Сверху Снизу