10АС-401 (10МАС-1М)

Ваша оценка АС (где 1 - ужасно, 5 - отлично):

  • 1

    Голосов: 0 0.0%
  • 2

    Голосов: 6 20.7%
  • 3

    Голосов: 14 48.3%
  • 4

    Голосов: 6 20.7%
  • 5

    Голосов: 3 10.3%

  • Всего проголосовало
    29
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
мои бурчалки вы приняли за грязь, это зря. Не было мысли вас вывалять. Давно хочу двухполоску сочинить на 10ГД-30, да все мешает, как тому танцору.
Три полосы дело хорошее, но две нравится больше. И если вариант двухполоски провалится, признаю это спокойно.
А слово ахинея относилось к ГДРовскому компактбоксу , ни боже мой к вам.
 

kolobrkin

1 ранг
Регистрация
4 Дек 2019
Сообщения
471
Реакции
215
Репутация
27
Сергеич, с 10 МАС не торопитесь, 10ГД-30 уже запакованы, ждали Вашего возвращения, теперь - поедут.:)
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
Любимая фраза: подавился холодным борщом))))) Ничего себе..... Сейчас в комнате осела колонка ОТТО с чугунными басовиками, пару дней поисследую, что запланировали и верну хозяину.
А с 10МАС повозиться- давняя идея. Слух обещал много хорошего. Ему я в последние годы доверяю даже больше нежели Его Сиятельству Светлейшему Князю Измерительному Микрофону.
Хотя, вернее будет сказать так: микрофон снисходительно кивает в ответ на моё вопрошающее лицо.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
10МАС… «Как много в этом слове для уха русского советского слилось».
Как пишут на сайтах, акустическую компрессионную систему "10МАС-1" выпускали с 1972 года. Почти полсотни лет прошло, а ей всё кости перемывают, значит это ж-ж-ж неспроста. И ведь подразумевалось изначально, что будет 10МАС-1, 10МАС-2, 10МАС-3, но не срослось. Придётся помочь, исправлю это обидное недоразумение. Предлагаю вашему вниманию 10МАС-2.
Что такое эта 10МАС и что мы можем от неё взять – шкурку (корпус - 18 литров), мясо (динамики - 10ГД-30 и 3ГД-31) и кости (фильтры - мусор).
Корпус в угоду малогабаритности взят минимального объема и вначале писали диапазон частот 80...12000 Гц. Думаю, это честно и с запасом. После оптимизации и инновации хорошие динамики заменили плохими, но диапазон стал 63...18000 Гц. Тогда еще не так наглели, как сегодня. Оптимальный объем ящиков должен быть вдвое больше (очень советую почитать статьи Зотова на эту тему) 36…50 литров, применив ФИ можно добиться более низких частот. Но надо выбирать – бас или габариты.
Про фильтры и писать не хочу – они разные и взять там особо нечего. Можно катушку, если такая есть.
Самое важное и интересное – динамики. 3ГД-15М – редкость и вряд ли найдете, а 3ГД-31 хорошо подойдёт для плевательницы, а курилки могут взять его под пепельницу.
Самый лакомый кусок мяса – НЧ динамик. Хорошо если он страрорежимный 10ГД-30Е «на кобальте» и хуже, если прогрессивный 10ГД-30Б на феррите. В последних мяса (бум-бум-бубним) больше, но качество его хуже.
10ГД-30Е можно купить и сегодня, и недорого, но его состояние неизвестно, если котлету отбивали, магнит динамик мог и подсесть.
Фактически 10ГД-30Е – это сухой остаток от 10МАС, вырезка из него, самое ценное и вкусное. Десятки лет из него пытались сделать вкусное блюдо, но это мало у кого получалось. И это потому, что пытались сделать двухполоску, пинками заставить звучать НЧ динамик до 5 кГц. Динамик кричал (я буду работать на 5 кГц, только не бейте меня), но не пел. Проблема в том, что динамик способен прилично звучать максимум до 2 кГц, а поршневой диапазон до 500 Гц. Но в СССР почему-то делали пищалки, как правило, от 5 кГц и найти пару басовику было трудно. Сегодня есть и доступны импортные динамики играющие 2…20 кГц, но стоят они дороже (не скажу, что дорого и какая-нибудь beyma 3fr30) отлично отыграет и будет хорошая двухполоска. Но мне из принципа было интересно поставить старые советские динамики.
Думаю, в двухполоске лучший результат был у Шорова и товарищей. 10ГД-30 + 2ГД-40. Но оказалось, что фильтр не совсем удачный. Поэтому лучше – трёхполоска.
Трёхполоска. Наверное, наилучшая (на советских динамиках) у Зотова, но он применил лучшие (в своём классе), а значит дефицитные 3ГД-32 и 3ГД-47. Динамики редкие, поэтому про массовое повторение этой конструкции я не слышал.
Удивительно, но промышленность тоже сделала трёхполоску 10 АС-248 «Корвет».
Отзывы про них разные, сам я их не слышал, но боюсь, что с фильтрами они перемудрили. Такие фильтры трудно настраивать, похоже, специально этого добивались.
Теперь мой вариант.
Идея в трёхполоске на базе ШП динамика. Соль в том, что во всей полосе максимальной чувствительности уха к искажениям и неравномерностям, минимум 1…4 кГц работает единственный динамик, нет переломов и ступенек от стыков, эти проблемные места находятся в области малой чувствительности слуха.
Задача была взять самые доступные и дешевые, но хорошие советские динамики 3ГДШ2-8 (2ГД-40А) чтобы конструкция была повторяемой и максимально дешевой. При этом качество должно быть на голову выше исходных 10МАС.
Дадим ей название 10МАС-2, продолжим традицию.
Окончательный вариант фильтров зависит от корпуса и будет подогнан после его изготовления, а пока один канал сделан в измерительном ящике объемом 32…33 литра.
Частоты раздела 400…500 Гц и 10…12 кГц.
10МАС-2.png

Я сознательно стараюсь делать фильтры так, чтобы использовать детали стандартных номиналов и убеждаюсь, что при значительном разбросе из-за точности, АЧХ меняется мало. Это позволяет использовать обычные детали.
proba1607.png

АЧХ снята по оси СЧ динамика с метра шумом MLS в программе ARTA. Поскольку с такого расстояния в тесных условиях квартиры, нормальное измерение на НЧ сделать нельзя, привожу измерение НЧ динамика в упор вместе с фильтрами, поэтому у «полки» спад справа.

upor.png

Для любителей высоких разрешений и точности до седьмого знака, усреднение 1/24 октавы. В этом ЗЯ 30 Гц по уровню -6 дБ.
Интересно посмотреть и форму импульса от НЧ динамика. Она явно апериодическая, бубнения нет, добротность в корпусе и с фильтрами измерена - 0,7.
impupor.png

Повторяю это временный картонный (но усиленный) корпус.
Прослушивания подтвердили правильный замысел – трёхполоска, ВЧ динамик нужен, без него спад выше 10 кГц. Одним из показателей качества колонок является слышимая разница качества записей на разных CD. Здесь слышно явно.
Повторяю, колонка пока одна и на макете, поэтому оценить стерео- и фазовые эффекты не могу. Фильтр на ВЧ, возможно, изменю – есть несколько вариантов.
Чтобы главный динамик 2ГД-40А хорошо работал, его обязательно надо доработать – пропитать гофр (но не весь диффузор!!) раствором герлена, переклеить картонные накладки, чтобы закрыть часть диффузора за гофром, в окна корзины вклеить ПАС.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
может, мне повезет больше. Уже в пути колонки 10МАС. Там посмотрим, что это за Сухов.
Задача дня- дотянуть отдачей до 1500 Гц. дальше как обычно.
 
Последнее редактирование:

Andy_PL

1 ранг
Регистрация
12 Апр 2020
Сообщения
1,426
Реакции
562
Репутация
47
Страна
UA
Интересно, в каком виде в фильтре басовика имеется резистор 0.5 Ом? Это указано на схеме сопротивление соединительных проводов, активное сопротивление катушки, или таки там этот резистор имеется?
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
в каком виде в фильтре басовика имеется резистор 0.5 Ом?
Спасибо за вопрос.
А разве такой "резистор" только у басовика? Я специально на схеме сделал разные графические обозначения резисторов и "резисторов", у последних, кстати, нет нумерации. Да, букву R лучше удалить.
Вариант вполне рабочий, но небольшие изменения внесены в окончательный вариант будут. Пожалуй, смещу баланс чуть вниз увеличением R2, попробую послушать фильтр ВЧ с меньшими емкостями. В фильтрах НЧ и СЧ значительный разброс деталей (десятки процентов) относительно слабо влияет на результат - не надо стремиться к точному подбору номиналов (желательно, но не обязательно).
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
10МАС… «Как много в этом слове для уха русского советского слилось».
Как пишут на сайтах, акустическую компрессионную систему "10МАС-1" выпускали с 1972 года. Почти полсотни лет прошло, а ей всё кости перемывают, значит это ж-ж-ж неспроста. И ведь подразумевалось изначально, что будет 10МАС-1, 10МАС-2, 10МАС-3, но не срослось. Придётся помочь, исправлю это обидное недоразумение. Предлагаю вашему вниманию 10МАС-2.
Что такое эта 10МАС и что мы можем от неё взять – шкурку (корпус - 18 литров), мясо (динамики - 10ГД-30 и 3ГД-31) и кости (фильтры - мусор).
Корпус в угоду малогабаритности взят минимального объема и вначале писали диапазон частот 80...12000 Гц. Думаю, это честно и с запасом. После оптимизации и инновации хорошие динамики заменили плохими, но диапазон стал 63...18000 Гц. Тогда еще не так наглели, как сегодня. Оптимальный объем ящиков должен быть вдвое больше (очень советую почитать статьи Зотова на эту тему) 36…50 литров, применив ФИ можно добиться более низких частот. Но надо выбирать – бас или габариты.
Про фильтры и писать не хочу – они разные и взять там особо нечего. Можно катушку, если такая есть.
Самое важное и интересное – динамики. 3ГД-15М – редкость и вряд ли найдете, а 3ГД-31 хорошо подойдёт для плевательницы, а курилки могут взять его под пепельницу.
Самый лакомый кусок мяса – НЧ динамик. Хорошо если он страрорежимный 10ГД-30Е «на кобальте» и хуже, если прогрессивный 10ГД-30Б на феррите. В последних мяса (бум-бум-бубним) больше, но качество его хуже.
10ГД-30Е можно купить и сегодня, и недорого, но его состояние неизвестно, если котлету отбивали, магнит динамик мог и подсесть.
Фактически 10ГД-30Е – это сухой остаток от 10МАС, вырезка из него, самое ценное и вкусное. Десятки лет из него пытались сделать вкусное блюдо, но это мало у кого получалось. И это потому, что пытались сделать двухполоску, пинками заставить звучать НЧ динамик до 5 кГц. Динамик кричал (я буду работать на 5 кГц, только не бейте меня), но не пел. Проблема в том, что динамик способен прилично звучать максимум до 2 кГц, а поршневой диапазон до 500 Гц. Но в СССР почему-то делали пищалки, как правило, от 5 кГц и найти пару басовику было трудно. Сегодня есть и доступны импортные динамики играющие 2…20 кГц, но стоят они дороже (не скажу, что дорого и какая-нибудь beyma 3fr30) отлично отыграет и будет хорошая двухполоска. Но мне из принципа было интересно поставить старые советские динамики.
Думаю, в двухполоске лучший результат был у Шорова и товарищей. 10ГД-30 + 2ГД-40. Но оказалось, что фильтр не совсем удачный. Поэтому лучше – трёхполоска.
Трёхполоска. Наверное, наилучшая (на советских динамиках) у Зотова, но он применил лучшие (в своём классе), а значит дефицитные 3ГД-32 и 3ГД-47. Динамики редкие, поэтому про массовое повторение этой конструкции я не слышал.
Удивительно, но промышленность тоже сделала трёхполоску 10 АС-248 «Корвет».
Отзывы про них разные, сам я их не слышал, но боюсь, что с фильтрами они перемудрили. Такие фильтры трудно настраивать, похоже, специально этого добивались.
Теперь мой вариант.
Идея в трёхполоске на базе ШП динамика. Соль в том, что во всей полосе максимальной чувствительности уха к искажениям и неравномерностям, минимум 1…4 кГц работает единственный динамик, нет переломов и ступенек от стыков, эти проблемные места находятся в области малой чувствительности слуха.
Задача была взять самые доступные и дешевые, но хорошие советские динамики 3ГДШ2-8 (2ГД-40А) чтобы конструкция была повторяемой и максимально дешевой. При этом качество должно быть на голову выше исходных 10МАС.
Дадим ей название 10МАС-2, продолжим традицию.
Окончательный вариант фильтров зависит от корпуса и будет подогнан после его изготовления, а пока один канал сделан в измерительном ящике объемом 32…33 литра.
Частоты раздела 400…500 Гц и 10…12 кГц.
Посмотреть вложение 5624

Я сознательно стараюсь делать фильтры так, чтобы использовать детали стандартных номиналов и убеждаюсь, что при значительном разбросе из-за точности, АЧХ меняется мало. Это позволяет использовать обычные детали.
Посмотреть вложение 5625
АЧХ снята по оси СЧ динамика с метра шумом MLS в программе ARTA. Поскольку с такого расстояния в тесных условиях квартиры, нормальное измерение на НЧ сделать нельзя, привожу измерение НЧ динамика в упор вместе с фильтрами, поэтому у «полки» спад справа.

Посмотреть вложение 5628
Для любителей высоких разрешений и точности до седьмого знака, усреднение 1/24 октавы. В этом ЗЯ 30 Гц по уровню -6 дБ.
Интересно посмотреть и форму импульса от НЧ динамика. Она явно апериодическая, бубнения нет, добротность в корпусе и с фильтрами измерена - 0,7.
Посмотреть вложение 5629
Повторяю это временный картонный (но усиленный) корпус.
Прослушивания подтвердили правильный замысел – трёхполоска, ВЧ динамик нужен, без него спад выше 10 кГц. Одним из показателей качества колонок является слышимая разница качества записей на разных CD. Здесь слышно явно.
Повторяю, колонка пока одна и на макете, поэтому оценить стерео- и фазовые эффекты не могу. Фильтр на ВЧ, возможно, изменю – есть несколько вариантов.
Чтобы главный динамик 2ГД-40А хорошо работал, его обязательно надо доработать – пропитать гофр (но не весь диффузор!!) раствором герлена, переклеить картонные накладки, чтобы закрыть часть диффузора за гофром, в окна корзины вклеить ПАС.
АЧХ нижнего среза безупречно хороша. басовик во всей красе. Респект.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
АЧХ нижнего среза хороша. басовик во всей красе.
Спасибо. Это заслуга динамика. У меня есть пара очень удачных динамиков. (И тройка очень неудачных на феррите, хочу попробовать поставить динамик с высокой добротностью, примерно =1 и оценить бубнение). Но, на мой взгляд, по любому штатных 18 литров ему недостаточно или впритык. Поэтому корпус 30...40 литров весьма желателен. Тем более, что все считают в Спикершопе без учета сопротивления катушки фильтров и сопротивления акустических проводов, а это бывает немало, особенно при низкой частоте раздела.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
Спасибо. Это заслуга динамика. У меня есть пара очень удачных динамиков. (И тройка очень неудачных на феррите, хочу попробовать поставить динамик с высокой добротностью, примерно =1 и оценить бубнение). Но, на мой взгляд, по любому штатных 18 литров ему недостаточно или впритык. Поэтому корпус 30...40 литров весьма желателен. Тем более, что все считают в Спикершопе без учета сопротивления катушки фильтров и сопротивления акустических проводов, а это бывает немало, особенно при низкой частоте раздела.
А что, попадаются даже с добротностью 1? Озвереть надо, выпустить такое в люди.....
Так спокойно жилось, когда работал с фирменными динамиками, не знал печалей . А тут, что ни дин- то вилы с граблями.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
А что, попадаются даже с добротностью 1? Озвереть надо, выпустить такое в люди.....
Так спокойно жилось, когда работал с фирменными динамиками, не знал печалей . А тут, что ни дин- то вилы с граблями.
У двух 10ГД-30Е с кобальтовыми магнитами Qts= 0,4 и 0,49 (отлично),
у трёх 10ГД-30Б с ферритовым магнитом 0,76, 0,95, 1,1...
А пишут де кобальт плох, с годами сам размагничивается, ударов боится, инновационный феррит - хорош...
У ферритовых заменил подвесы на мягкие тряпочные Петра Зодниева - я грешил на жесткость резиновых, оказалось, что не в них дело. Думаю, или магниты плохо намагнитили или какой-то рацилизатор решил зазор увеличить дабы с центровкой проблем не было.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
Тут без тесламетра никуда. А по бедности придумал, но так и не запустил метод магнита в пробирке, на отталкивание, поднести к керну и по наклееной шкале узнать о величине магнитного поля .
В бытность работы на фирме попались на магнитах. Сами производители не знали, что в их установке по намагнитке отгнила часть зарядных конденсаторов, энергия была недостаточной, магниты получались никакие. А я башку ломал, что с партией динамиков, добротность конская, отдачи нет Потом сравнил, как ответрка к керну притягивается и все понял, отправили обратно всю партию, потом получили уже нормальные. А это- ещё то проклятие, таскать на себе несколько десятков 15" лопухов.
 
Последнее редактирование:

Ky3ne4ik

1 ранг
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
1,110
Реакции
679
Репутация
55
Возраст
53
Страна
Россия
Город
Королёв
Имя
Станислав
У двух 10ГД-30Е с кобальтовыми магнитами Qts= 0,4 и 0,49 (отлично),
у трёх 10ГД-30Б с ферритовым магнитом 0,76, 0,95, 1,1...
А пишут де кобальт плох, с годами сам размагничивается, ударов боится, инновационный феррит - хорош...
У ферритовых заменил подвесы на мягкие тряпочные Петра Зодниева - я грешил на жесткость резиновых, оказалось, что не в них дело. Думаю, или магниты плохо намагнитили или какой-то рацилизатор решил зазор увеличить дабы с центровкой проблем не было.
Мне попадались кобальтовые 10ГД30 с явно слабым чутьем и нормальные. Раз на раз не приходится.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
В соём посте #78 я ошибочно написал
Пожалуй, смещу баланс чуть вниз увеличением R2
Это неверно, а дело было так. Я был доволен тональным балансом, а тут остался дома один и решил послушать ПОГРОМЧЕ. Поставил тестовый CD и на треке "Так говорил Заратустра" произошло чудо - волшебная сила Заратустры освободила из бутылки китайского резистора 2W Старика Хоттабыча. Он появился в эффектном облаке. Теперь я знаю, что сила его сопротивления - 4 Ома. Я резко снизил громкость, слушаю дальше (всё работает) и слышу неверный, слишком яркий тональный баланс. Я малость расстроился, решил, что он смещается на повышенной громкости. Послушал диск до конца и написал отчёт.
Тональный баланс можно описать, как глухой-тухлый-мягкий-яркий-излишне яркий. Это зависит от многих причин, в том числе и восприятия. Я привык, что когда дымят советские резисторы, ничего не происходит, мне и в голову не приходило, что с китайскими будет иначе.
Чисто случайно измерил сопротивление резистора 8,2 Ом и...
P9117360.jpg

а должно быть
P9117361.jpg

От обоих результатов отнять 0,3 Ома.
До этого я пробовал 3,9 Ома и звук был слишком яркий,
при 8,2 Ома звук яркий при горизонтальной АЧХ,
при 12 Ом (8,2+3,9) звук мягкий, пусть на АЧХ небольшая долина в низинке, но для меня такой звук приятнее для длительного прослушивания. Так что после достижения ровной АЧХ можно немного подправить её на слух по своему вкусу. Можно даже поставить тумблер.
Кстати, сейчас, на макете, СЧ и ВЧ динамики у меня стоят вот так
P911736.jpg

В целом, на слух нормально, хотя при 40 градусах я не измерял.
Обратите внимание на две доработки 3ГДШ2-8 - правильная пропитка гофра герленом и смещение картонных секторов, перекрывающих участок при гофре для ликвидации сглаживания провала между 1 и 2 кГц.
 
П

Просто Коля

А зачем Вы выбрали 2ГД40 - старичка, Сейчас есть много современных динамиков.

И еще. Гофры-то зачем мазали герленом?
 

kolobrkin

1 ранг
Регистрация
4 Дек 2019
Сообщения
471
Реакции
215
Репутация
27
Нас многих тянет к "сверстникам", но может есть смысл воспользоваться достижениями технического прогресса и использовать динамики не требующие доработок и обладающими необходимыми параметрами и повторяемостью независимо от кисти герленизатора модернизатора:)
 

kolobrkin

1 ранг
Регистрация
4 Дек 2019
Сообщения
471
Реакции
215
Репутация
27
10МАС… «Как много в этом слове для уха русского советского слилось».
Как пишут на сайтах, акустическую компрессионную систему "10МАС-1" выпускали с 1972 года. Почти полсотни лет прошло, а ей всё кости перемывают, значит это ж-ж-ж неспроста. И ведь подразумевалось изначально, что будет 10МАС-1, 10МАС-2, 10МАС-3, но не срослось. Придётся помочь, исправлю это обидное недоразумение. Предлагаю вашему вниманию 10МАС-2.
Что такое эта 10МАС и что мы можем от неё взять – шкурку (корпус - 18 литров), мясо (динамики - 10ГД-30 и 3ГД-31) и кости (фильтры - мусор).
Корпус в угоду малогабаритности взят минимального объема и вначале писали диапазон частот 80...12000 Гц. Думаю, это честно и с запасом. После оптимизации и инновации хорошие динамики заменили плохими, но диапазон стал 63...18000 Гц. Тогда еще не так наглели, как сегодня. Оптимальный объем ящиков должен быть вдвое больше (очень советую почитать статьи Зотова на эту тему) 36…50 литров, применив ФИ можно добиться более низких частот. Но надо выбирать – бас или габариты.
Про фильтры и писать не хочу – они разные и взять там особо нечего. Можно катушку, если такая есть.
Самое важное и интересное – динамики. 3ГД-15М – редкость и вряд ли найдете, а 3ГД-31 хорошо подойдёт для плевательницы, а курилки могут взять его под пепельницу.
Самый лакомый кусок мяса – НЧ динамик. Хорошо если он страрорежимный 10ГД-30Е «на кобальте» и хуже, если прогрессивный 10ГД-30Б на феррите. В последних мяса (бум-бум-бубним) больше, но качество его хуже.
10ГД-30Е можно купить и сегодня, и недорого, но его состояние неизвестно, если котлету отбивали, магнит динамик мог и подсесть.
Фактически 10ГД-30Е – это сухой остаток от 10МАС, вырезка из него, самое ценное и вкусное. Десятки лет из него пытались сделать вкусное блюдо, но это мало у кого получалось. И это потому, что пытались сделать двухполоску, пинками заставить звучать НЧ динамик до 5 кГц. Динамик кричал (я буду работать на 5 кГц, только не бейте меня), но не пел. Проблема в том, что динамик способен прилично звучать максимум до 2 кГц, а поршневой диапазон до 500 Гц. Но в СССР почему-то делали пищалки, как правило, от 5 кГц и найти пару басовику было трудно. Сегодня есть и доступны импортные динамики играющие 2…20 кГц, но стоят они дороже (не скажу, что дорого и какая-нибудь beyma 3fr30) отлично отыграет и будет хорошая двухполоска. Но мне из принципа было интересно поставить старые советские динамики.
Думаю, в двухполоске лучший результат был у Шорова и товарищей. 10ГД-30 + 2ГД-40. Но оказалось, что фильтр не совсем удачный. Поэтому лучше – трёхполоска.
Трёхполоска. Наверное, наилучшая (на советских динамиках) у Зотова, но он применил лучшие (в своём классе), а значит дефицитные 3ГД-32 и 3ГД-47. Динамики редкие, поэтому про массовое повторение этой конструкции я не слышал.
Удивительно, но промышленность тоже сделала трёхполоску 10 АС-248 «Корвет».
Отзывы про них разные, сам я их не слышал, но боюсь, что с фильтрами они перемудрили. Такие фильтры трудно настраивать, похоже, специально этого добивались.
Теперь мой вариант.
Идея в трёхполоске на базе ШП динамика. Соль в том, что во всей полосе максимальной чувствительности уха к искажениям и неравномерностям, минимум 1…4 кГц работает единственный динамик, нет переломов и ступенек от стыков, эти проблемные места находятся в области малой чувствительности слуха.
Задача была взять самые доступные и дешевые, но хорошие советские динамики 3ГДШ2-8 (2ГД-40А) чтобы конструкция была повторяемой и максимально дешевой. При этом качество должно быть на голову выше исходных 10МАС.
Дадим ей название 10МАС-2, продолжим традицию.
Окончательный вариант фильтров зависит от корпуса и будет подогнан после его изготовления, а пока один канал сделан в измерительном ящике объемом 32…33 литра.
Частоты раздела 400…500 Гц и 10…12 кГц.
Посмотреть вложение 5624

Я сознательно стараюсь делать фильтры так, чтобы использовать детали стандартных номиналов и убеждаюсь, что при значительном разбросе из-за точности, АЧХ меняется мало. Это позволяет использовать обычные детали.
Посмотреть вложение 5625
АЧХ снята по оси СЧ динамика с метра шумом MLS в программе ARTA. Поскольку с такого расстояния в тесных условиях квартиры, нормальное измерение на НЧ сделать нельзя, привожу измерение НЧ динамика в упор вместе с фильтрами, поэтому у «полки» спад справа.

Посмотреть вложение 5628
Для любителей высоких разрешений и точности до седьмого знака, усреднение 1/24 октавы. В этом ЗЯ 30 Гц по уровню -6 дБ.
Интересно посмотреть и форму импульса от НЧ динамика. Она явно апериодическая, бубнения нет, добротность в корпусе и с фильтрами измерена - 0,7.
Посмотреть вложение 5629
Повторяю это временный картонный (но усиленный) корпус.
Прослушивания подтвердили правильный замысел – трёхполоска, ВЧ динамик нужен, без него спад выше 10 кГц. Одним из показателей качества колонок является слышимая разница качества записей на разных CD. Здесь слышно явно.
Повторяю, колонка пока одна и на макете, поэтому оценить стерео- и фазовые эффекты не могу. Фильтр на ВЧ, возможно, изменю – есть несколько вариантов.
Чтобы главный динамик 2ГД-40А хорошо работал, его обязательно надо доработать – пропитать гофр (но не весь диффузор!!) раствором герлена, переклеить картонные накладки, чтобы закрыть часть диффузора за гофром, в окна корзины вклеить ПАС.
Хотелось бы уточнить (при таком фильтре) сопротивление СЧ динамика и возможную потерю "0" в индуктивности ВЧ фильтра.

Вам-то что с того. Что хотел, то и мазал
При желании повторить "рецепт", исключить применение герлена "не того калибру":)
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Хотелось бы уточнить (при таком фильтре) сопротивление СЧ динамика и возможную потерю "0" в индуктивности ВЧ фильтра.
...Нас многих тянет к "сверстникам", но может есть смысл воспользоваться достижениями технического прогресса
Согласен, но дело не только в "сверстниках". Название темы - 10МАС.
А квинтэссенция этой МАС - 10ГД-30. Можно к этому динамику добавить современные, и я даже привел пример. Но стоимость подобных динамиков на порядок выше. Логичнее использовать в одной колонке "сверстников", тем более, что цена у них бросовая, а часто они вообще бесплатны (валяются у друзей на чердаке).
Да и с инновационными динамиками не всё так просто. Случаи когда у них заявлена ровная АЧХ, а играют они бледно, далеко не редкость.
Обычная причина - толстый диффузор, малый диаметр, низкая чувствительность, зато мощность на них написана высокая. Умиляют универсальные популярные 3-х дюймовые динамики (самые инновационные и передовые по 2 дюйма), их суют всюду и даже делают из них сабвуферы.
Поэтому мне интересно было сделать вариант 10МАС на динамиках того времени, дешевых и доступных и при этом добиться сильного прироста качества. Надеюсь, АС получилась сбалансированной.
Герлен, ПАС и некоторые другие радиолюбительские приёмы позволяют заметно улучшить качество. Это для производства они нетехнологичны, а для любителя переклеить картонки или поставить ПАС в окна, не такая уж и проблема.
Сопротивление СЧ динамика - 8 ом, на схеме четко и однозначно указано.
Сопротивление R2=8om можно несколько изменить, я колеблюсь между 8 и 12 ом, может быть оставлю 10 ом, но это уже дело вкуса, да и зависит от отдачи конкретных экземпляров динамиков, а она тоже "гуляет", например, отдача 2ГД-38 заметно ниже, чем у 3ГДШ2-8, а по паспорту одинакова.
Про "возможную потерю 0" не понял.

Добавлю про третий секрет - ПАС в окнах. Решил попробовать попроще, т. к. правильно делать для меня хлопотно, да и в макет это поставить сложно. Взял обычную использованную модную маску и наклеил ее.
Сначала разделил на 3 слоя, боялся, что продуваемость слабая будет. Оказалось, что одного слоя мало, только что наклеил второй. Думаю, можно клеить сразу все 3 слоя маски. Внешний вид страшный, клеил пальцами, но никто его не увидит, если не покажу.
P9137367.jpg

Клей толком не высох лишки тут еще не отрезал, но вот измерения и результат.
3ГДШ2-8_1_ПАС.png

Чёрная линия - без ПАС, для неё и таблица, на Vs не смотреть. Смотрите частоту резонанса и Qm (механическую или акустическую добротность). До поры до времени она спит, но с неправильными фильтрами она просыпается и...
С данной ПАС (зеленая линия) Fs = 166.87 Hz Qms = 1.72 Qt = 0.91
Полная добротность изменилась не так сильно, но это пока без фильтров, а вот механическая - на порядок. Это значит, динамик не будет взбрыкивать на своём резонансе.
Думаю, такая переделка элементарна, а пользы много.
 
Регистрация
18 Фев 2020
Сообщения
228
Реакции
164
Репутация
23
Я когда то использовал внутреннюю часть конвертиков для CD. Там мелкая перфорация.
 

Вложения

  • product_add_pic_576.jpg
    product_add_pic_576.jpg
    51.3 KB · Просмотры: 108

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Я когда то использовал внутреннюю часть конвертиков для CD. Там мелкая перфорация.
Да, были с подобной "тканью". Необходимо натянуть такой материал. Вариантов подходящих тканей много, важно чтобы можно было контролировать результат. LIMP это позволяет. Нужны два шнурика и один резистор. Ну и здравый смысл, конечно.
Есть накопительный (сейчас модно говорить "кумулятивный") эффект когда несколько незначительных улучшений (или ухудшений) складываются и дают заметный эффект.
Ранее я выслушивал эффект от ПАС и теперь для меня аксиома. что звук с ней помягче.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
Вот. Что давно хотел услышать. Мех добротность падает, а с ней и полная тож. И хоть основной вклад в полную вносит электрическая , но результат заметен , звук лучшеет, резонанс тесного ящика снижается. Случайно применил как-то это решение и оно помогло на все сто.
Скажем, у нас средник в стакане или тесном ведерке, а фильтр не крутого порядка, демпфирование вялое. Вот тут этот метод работает.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Хотелось бы уточнить (при таком фильтре) сопротивление СЧ динамика и возможную потерю "0" в индуктивности ВЧ фильтра.
Невнятно написано, но замечание точное, из-за крошечной индуктивности и без последовательного резистора в ФВЧ, импеданс недопустимо мал. Давно есть другой вариант, но руки не доходили, теперь сделаю обязательно.
Спасибо за конструктивную критику.
Z_1607.png
 

Andy_PL

1 ранг
Регистрация
12 Апр 2020
Сообщения
1,426
Реакции
562
Репутация
47
Страна
UA
Не один раз наталкивался в сети на мнения, что именно динамики с высокой Qms но невысокой Qt звучат прозрачно и детально. Как оно на слух? Звук 2ГД-40 с герленом на подвесе и без помню ещё из советского детства, а ПАС им прикрутить мозгов не хватало.
 

толя

2 ранг
Регистрация
11 Май 2020
Сообщения
240
Реакции
84
Репутация
4
Страна
Россия
Непонятно, параметры Qts и Qms измеряют на частотах близких к резонансным. На низких частотах вблизи частоты среза возможно так и есть. Но к средним и высоким отношение имеют весьма слабое, практически никакое. ПАС просто - как механическое сопротивление - "давит" резонанс. Считается, что при высокой добротности динамика среднего диапазона, а она как правило высокая, и низкого порядка фильтра, этот резонанс может "влезть" в НЧ диапазона и "помочь" НЧ динамику. Еще время нарастания может уменьшиться. Собственно это все полезные свойства ПАС на СЧ динамике.

Да, еше полезный результат от ПАС. Можно значительно уменьшить объем бокса и сэкономить на вате😜
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Еще время нарастания может уменьшиться. Собственно это все полезные свойства ПАС на СЧ динамике.
Может, если задушить динамик. Динамик с очень низкой добротностью всегда "медлительный", а с высокой - "нервный".
На практике улучшение от ПАС СЛЫШНО, а акустический выброс на резонансе СЧ динамика я уже показывал, хотя он лежит далеко за пределами полосы пропускания фильтра.
Само собой, ПАС надо использовать не вслепую, а проверяя LIMP-ом.
В ARTA хороша видна ФОРМА импульса, видно и фронт и болтанку после импульса, так что за время нарастания можно особо не переживать.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
20,500
Реакции
9,303
Репутация
369
осмелюсь сказать, что обычный осциллограф и микрофон передают форму импульса с динамика ну очень достоверно.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,666
Реакции
5,472
Репутация
185
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Итак, проект 10МАС-2.
Подправил фильтр ВЧ. Думаю, с макетом это окончательный вариант.
10МАС-2.png

АЧХ микрофоном пока не снимал и не тороплюсь - изменения будут минимальны. Теперь картинки из LSP CAD.
Imp 200720.png

На НЧ импеданс будет определяться нормальным корпусом, а сейчас - макет, а в целом, считаю импеданс хорошим.
Ind phase 200720.png

Индивидуальные фазовые характеристики динамиков. Напомню, раздел примерно 500 Гц. Если кто хорошо разбирается в LSP CAD и прокомментирует, буду благодарен. В целом, предполагаю, что стыковка НЧ и СЧ по фазе хорошая.
Group delay 200720.png

Групповое время замедления. Думаю, максимум 1 мс на НЧ - отлично. В большем закрытом ящике должно быть еще лучше, что будет в ФИ - посмотрим.
Напомню АЧХ прошлого варианта, изменения минимальны и от 10 кГц.
proba1607.png

Для контроля прослушал проекты Алана Парсонса, всё нормально.
Общая оценка звука. Вокал звучит отлично! Тарелочки-щёточки, цымбалы - очень хорошо. Басы есть, но мягкие, не убойные и пока, в картонном корпусе оценивать их рано. Слушал с тестового диска синус и розовый третьоктавный шум. 20 Гц не слышно совсем. 30 Гц - слабо. 40 Гц - уже прилично. Шум 15 кГц слышу уверенно, а 20 кГц - увы. Прохфессора-теоретики вооще пишут, что я выше 7 кГц слышать не имею права (это как раз предел для грампластинок 78 оборотов, если кто-то еще помнит).
Особый разговор о балансе, для меня он важен.
В данном варианте звук яркий, живой, напористый. Пока НЧ динамик в "чужом" корпусе, он не лидирует. Если звук покажется слишком ярким, захочется более мягкого и интимного, можно увеличить номинал R2 до 10...15 Ом. Номинал зависит и от конкретного СЧ динамика. ВЧ я тоже сознательно сделал яркими, хоть и слышу еще 15 кГц, но не так как в молодости. Поэтому молодежь может добавить последовательно с С3 резистор по слуху. Это юстировка под себя.
Теперь к вопросу о "конфете из говна". Для начала, данные динамики - одни из удачных, среди широкораспространённых советских, может быть лучшие. Можно просто поместить говно в форму, обмотать его красивой обёрткой, назвать громко и вызывающее, обеспечить рекламу и успешно продавать. Так сейчас и делают.
А можно закопать этот навоз в рыхлую землю, положить туда зёрна, поливать и ухаживать. Собрать урожай, смолоть зёрна, испечь из него хлеб и подарить хлеб-соль. Что я вам и предлагаю.
Да, это не дорогущий торт из Сканспиков, но продукт вкусный и съедобный.
Судя по реакции, вряд ли кто-то захочет сделать эти колонки (не на соплях, а как следует, и в большом правильном корпусе). СЧ - на щитке, это важно. Собираюсь сдвигать СЧ-ВЧ вглубь, ориентируясь на форму импульса., я так уже делал. Важна и доработка СЧ динамика.
Мне трудно оценивать свой труд, но считаю, что 10МАС-2 удались.
 
П

Просто Коля

В принципе, на современных динамиках для 10МАС и пищалка не нужна. ЧХ динамика 3ГДШ27 чем плоха?
 

Вложения

  • aa05e1ac8a943151ff5c1fe1531512b2.jpg
    aa05e1ac8a943151ff5c1fe1531512b2.jpg
    56.1 KB · Просмотры: 109

Статистика форума

Темы
2,311
Сообщения
157,586
Пользователи
1,882
Новый пользователь
Miller22
Сверху Снизу