А если с комментариями, то -3 дБ на 40 Гц почти идеально для 12" низкочастотника.
Кстати, прога совсем не оперирует добротностью корпуса ФИ.
Хорошо, тогда с комментариями.
В закрытом ящике объем можно снизить вдвое с 85 литров до 44 литров, это очень большая разница.
С одной стороны - хорошо, можно пилить или подобрать ящик размеры которого отличаются в разы и при этом АЧХ снизу практически не изменится, не нужна никакая настройка.
С другой стороны для динамика аж 12 дюймов (на мой взгляд, это максимальный разумный размер для квартиры, и то, только для самой большой комнаты) честная частота среза по -3 дБ составляет 62...66 Гц - многовато будет, это на уровне 10МАС-1М. Ведь для чего нужен огромный динамик с резонансной частотой 27 Гц, если не для баса начиная от этой резонансной частоты?
Я понимаю, что эффект от динамика 12 дюймов и от 5-дюймового 15ГД-14 совсем разный, но это только заслуга диаметра.
Значит остается только так нелюбимый многими ФИ.
Вот здесь в 75 литрах всё в порядке, но и объем в 1,5...2 раза больше, чем у S-90. Опять-таки из-за большого Vas динамика.
В 75 литрах ФИ по Спикершопу получим 40 Гц по -3 дБ и 32 Гц по -6 дБ. Отлично. Достаточно, больше и не надо. Вот на этом динамике надо было делать Ы-100, но дизигнеры обязательно загнали бы его в ящик 45 литров и это было бы доказательством крылатой фразы: "чтобы улучшить звук колонки, надо заткнуть порт ФИ ношеными носками".
В целом хорошие динамики, жаль, что имел с ними дело, но хорошо, что у меня нет соседей с такими динамиками. К счастью все предпочитают музцентры.
Справедливости ради замечу, что с точки зрения уменьшения занимаемого места, аналогичными параметрами будет обладать активный самбухер с которым достигнуть 40 Гц - не проблема и пара небольших сателлитов.
Относительно Спикершопа и его возможностей манипулировать добротностью корпуса ФИ - это хорошо, ибо каждый будет подгонять на бумаге эту добротность так как ему удобнее. Взята типовая добротность, и это правильно.
В любом случае программа не может учесть всего и особо продвинутые собиратели колонок должны будут настраивать систему "по месту", по факту.
Катушка моя, более стойкая, по сравнению с заводской.
10ГД-30Е с трёхслойной пошли на работу в маленькие ФИ.
Без конкретных данных и замеров - это слова. Многие штатный корпус 10МАС-1М превращают в ФИ (о, ужас!) и счастливы.
Апгрейдированные 25ГД-26 и 10ГД-30 нормально работали в трёхполсках от стоваттного усилителя.
Подвижные системы там очень крепккие, а заводские катушки слабоваты.
Избави Бог меня от таких соседей. Мощности неапгрейдированных динамиков более чем достаточно для квартиры.
А для эстрады всё-таки нужны другие динамики, "профессиональные" у которых мощности выражаются трехзначными цифрами, НОЭМА выпускает их в широком ассортименте.
При этом (я несколько раз писал уже) пионЭры в учебных заведениях с лёгкостью жгут басовики с мощностью в несколько сот ватт, катушка практически в пыль, а каптоновые каркасы в сморщенные грибы, а уж 10ГД-30, как его ни переделывай - раз плюнуть.