10МАС-1М полная разборка и переделка

Segun

1 ранг
Регистрация
12 Июн 2020
Сообщения
579
Реакции
317
Репутация
32
Страна
Россия
Зачем 10 Вт? Откуда это пошло? У меня УНЧ на 4 Вт, обычная мощность при измерениях менее 1 Вт. Чаще всего короткий импульс шума.
Ну типа для стабильности на будущее. smile_33
 

Вложения

  • AN1-MeasuringBox-Ver2-Rev2Eng.pdf
    345.6 KB · Просмотры: 149
  • AP1_MeasuringBox-Rev4Eng.pdf
    459.6 KB · Просмотры: 76

Segun

1 ранг
Регистрация
12 Июн 2020
Сообщения
579
Реакции
317
Репутация
32
Страна
Россия
НЕ НУЖНЫ 1%. ТОЧНОСТЬ ЛЮБАЯ
Так зато мультиметры перепроверишь. Ладно когда один и ты ему беззаветно веришь, а если выводок их собрался.? И кто в лес, а кто по дрова? smile_15
 

Dmitriy1977

3 ранг
Регистрация
11 Май 2020
Сообщения
77
Реакции
18
Репутация
13
Страна
россия
Могу лишь грустно привести свою картинку колонки на базе 10ГД30 и TW70 в ящике на 30литров. Мне и владельцу колонок звук понравился, на разных треках. И ачх ровная.
Посмотреть вложение 37809Посмотреть вложение 37810Посмотреть вложение 37811Посмотреть вложение 37812

Ачх
Посмотреть вложение 37813
Александр, подскажите, эта схема колонки по звуку отличается от ранее Вами предложенной (файл в приложении) и какая на ваш взгляд более удачная? И еще вопрос, какую роль в новом фильтре играет резистор 30 Ом параллельный катушке? С уважением, Дмитрий.
 

Вложения

  • 10 гд - 30 и Визатон 2 мГн.jpg
    10 гд - 30 и Визатон 2 мГн.jpg
    98.9 KB · Просмотры: 112
  • Двухполоска АБ  10 ГД-30 новая.GIF
    Двухполоска АБ 10 ГД-30 новая.GIF
    21.2 KB · Просмотры: 110

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Ну типа для стабильности на будущее. smile_33
Я уже МНОГО РАЗ ПИСАЛ. Мой выбор мощности 1...4 Вт и всего остального, как однополярное питание, не случаен, не с потолка взят.
Этой мощности достаточно для получения реальных данных, а вот микроВатты про которые я писал чуть выше (без усилителя) - не всегда.
Бездумное увеличение мощности приводит к проблемам - как для звуковой карты, так и для динамиков.
Звуковую карту можно сжечь по входу (да, можно принять меры, простейшая - делители, хуже - диоды-стабилитроны "здравствуй нелинейность"), пищалки можно запросто сжечь просто по неосторожности.
Напомню, что все их мощности указаны при обязательном фильтре второго порядка, которого при измерениях нет.
Даже при импульсе 1 Вт шум такой, что я предпочитаю измерять когда дома нет жены.
При 4 Вт начинают уши вянуть и у меня.
Относительно 10-20-100 Вт. Ну пробуйте несколько десятков раз послушать эти 10 Вт - полУчите много впечатлений и будут эмоции.
Я допускаю, что повышенные мощности нужны для всяких киловаттных самбухеров, но заниматься ими не собираюсь, и другим не советую.
Мощность сигнала при измерениях может меняться в очень широких пределах согласно "закону Гука". но есть разумные рамки по минимуму и максимуму. Поэтому (личное мнение) считаю оптимальной мощность 1...4 Вт. Этого и достаточно, и динамики не спалишь, и уши будут без мозолей.
Так зато мультиметры перепроверишь.
Мне приходится снова и снова, снова и снова писать одно и то же. Надоело.
Измерьте образцовый резистор (который в схеме измерений), например, как у меня 24 ома, кстати, ввёл в программу без десятых долей. Измерьте что-нибудь из RLC и сохраните результат. Потом в программу введите ложные данные образцового резистора - на 10% выше и снова измерьте, и сравните, потом на 10% ниже и сравните.
Сделайте выводы.
Можно зайти с другой стороны - измерить эталонный резистор, резисторы с точностью 1% стоят пучок=пятачок. И проверьте. Исправьте, если потребуется, номинал эталонного резистора в программе.
Напоминаю, что в акустических измерениях не может быть очень высокой точности и в большинстве случаев достаточно даже инженерных 3...5%.
Поэтому делать масштаб "клетка=1дБ" просто глупо.
Я неоднократно приводил результаты измерений RLC с помощью LIMP. Результаты более чем удовлетворительные, зачастую лучше, чем в "профессиональных" тестерах поскольку в LIMP мы видем результат на любой звуковой частоте.
При измерении, например, конденсаторов, видны ненормальные колебания типа зубчатой пилы. которые "дорогие приборы" в упор не видят.
Напоминаю, чтобы не было вопросов, LIMP сделан для звукового диапазона (определяется параметрами звуковой карты) и предназначен для величин RLC используемых в колонкостроениии, и с запасом.
Поэтому не надо измерять единицы пикоФарад и сотни Генри.
Рекомендую изредка проверять свой измерительный комплекс на эталонном резисторе.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Продолжу тему ещё одной "лабораторной работой". Это еще одна информация к размышлению с очевидными результатами.
Симулянтам рекомендую не засирать тему дабы не показывать свою глупость, кроме того я периодически добавляю их в список игнорантов, чтобы не видеть бредятину.
Итак, напомню. Что такое 10МАС-1М? Это Динамик 10ГД-30Е, если повезет и 10ГД-30Б, если не повезёт.
Кроме того корпус, но скорее всего рассохнувшийся и царапанный. Ну и немножко мусора.
Короче, 10МАС-1М - это 10ГД-30Е. И динамиков этих было выпущено настолько много, что они до сих пор не все истреблены.
Особенность в том, что это басовик 8 ом. Басовики не на 4 ом делались в СССР достаточно редко. У них, как правило, высокая добротность, а это нехорошо для МАС.
Не буду рассматривать перемотку и другие работы требующие высокой квалификации. Максимум замена подвеса, пылезащитного колпачка, подводящих проводков, центровка.
Через меня прошло 6 шт. 10ГД-30Е и 3 шт. 10ГД-30Б. Последние на помойке т. к. я не мог добиться от них ничего хорошего.
На базе 2-х шт. 10ГД-30Е еще в 1981 году собрал пару колонок постатье Салтыкова и Сырицо из журнала "Радио" в 1979 году. Они хорошо играли, лучше, чем 10МАС-1М. Кому и когда их подарил - не помню. Но пишу с умыслом - их объем примерно 32 литра, запомним это.
Что мы ждем от басовика в двухполоске? Правильно, баса. Но для его получения в 10МАС-1М приходилось накручивать тембр. Сейчас увидим почему.
В штатных 18 литрах будет частота честно указанная в паспорте - примерно 60 Гц. Я считаю по уровню -6 дБ. Это совпадает с "методикой Бокарёва".
Сейчас у меня 4 шт. 10ГД-30Е, номера условны. Одному пришлось резиновый подвес поменять на ППУ от Ремдинамика. По размеру всё точно, по результатам - не всё однозначно.
t1.png

t2.png

Пришлось вставить таблицу картинками. Слева измерения шумом, справа - синусом. Поводки старые, думаю, из-за этого такой большой разброс сопротивлений, один результа Vas явно ошибочный, заменил его от другого способа.
В динамике №4 подвес ППУ.
Сравним результаты с заводским справочным листком.
Частота основного резонанса: 25 Гц (противоречит полному заводскому наименованию 10ГД-30Е-32, вот 32 Гц реально в идеале)
Полная добротность: 1,0
(такая добротность норма для 10ГД-30Б, но для Е норма скорее 0,5 и это хорошо)
Эквивалентный объём: 60 л
(реально поменьше, но не очень намного).
С заводскими данными можно расчитать ЗЯ, но ФИ - уже нельзя.
Подставим результаты в Спикершоп. Понятно, что это прикидка, но она полезна и показательна.
1.png

2.png

3.png

4 ППУ.png

И еще картинка со старым резиновым подвесом
4 резина.png

Вот это и есть информация к размышлению.
На первый взгляд, можно делать ФИ, получать очень низкие басы чуть не от 20 Гц и радоваться.
Но. Ящики будут очень большими. Групповое время замедления большое, я даже показывать не буду.
В маленьком ящике ФИ вообще будет чёрте что и с боку бантик.
Смотрим картинку 4. Вроде можно получить ФИ в ящике 27 литров. Ура! Или не ура? Получим примерно те же 40 Гц что у других ящиков в ЗЯ.
Плохо или хорошо? Смотря с чем сравнивать.
На рис. 5 резиновый подвес. ФИ в ящике 70 литров вам надо? Значит ЗЯ. 10ГД-30Е именно для ЗЯ и результат что в 30 литрах, что в 18 литрах почти одинаковый.
Так что разработчики, сделав 10МАС-1М в 18 литрах были не дураки - годится почти любой динамик и брака для ОТК не будет.
Вывод. Если нам нужен разумный максимум от 10ГД-30Е-32, нужен ящик примерно 32 литра (помните мои колонки Салтыкова-Сырицо?)
Можно 30...40 литров. В ЗЯ настройка не нужна.
Получим честных 40 Гц по -6 дБ.
Сравните с 60 Гц у 10МАС-1М. Разница весомая.
Можно использовать регулятор тембра, но не обычный. Обычный добавит только горбыль на 100 Гц и всё испортит.
Кстати, обработку резины на динамиках 1-3 делал примерно год назад и никаких следов деградации, подвесы мягкие и блестящие.
Поэтому теперь смело рекомендую жёлтый реставратор шин DoctorWax.
Итого.
Измерения динамиков крайне желательны.
Если это невозможно, надо реставрировать хотя бы резиновые подвесы. Не надо чтобы пена и жидкость текли на бумагу.
Если вам достаточно 60 Гц, используйте корпус как у 10МАС-1М на 15...20 литров.
Хотите честные 40 Гц - нужен ящик 30...40 литров.

От ФИ можно плучить честных 20 Гц, вот только динамик на это не расчитан, думаю, это будет не "музыкальный" бас. А ящик придётся делать большущий.
Про колпачки, АЧХ и другие вещи здесь писать не буду.
Выводы достаточно очевидные, но практика подтвердила теорию, а это немало.
И совет на закуску.
Вам достаточно получить в LIMP одним измерением голого динамика Qts и Fs. Vas взять из справочника или у подобного динамика.
Введите данные в Спикершоп и полУчите оптимальные варианты АЧХ. От реального Vas будет зависеть только потребный размер ящика, но АЧХ не изменится!! Вы можете быстро прикинуть что ждать от такого динамика.
Собираюсь заменить подвес в одном из динамиков 1-3 чтобы посмотреть разницу.
Я так подробно описываю 10ГД-30Е но многие приёмы будут верны и для других динамиков.
 

Aleph

1 ранг
Регистрация
31 Дек 2019
Сообщения
2,607
Реакции
2,161
Репутация
100
Возраст
38
Страна
ДНР
Город
Макеевка
Имя
Сергей
Вслед за Бокаревым и Сергеем KSV всё больше в последний год убеждаюсь что многие советские НЧ совсем не так плохи, как мы считали. Просто часть их были некондиция, отрыжка позднего совка, а остальные применялись не в том ящике.
Скорее всего опытные экземпляры ранних 10гд-30е были с чуть более лёгким диффузором и с мягким подвесом. Такие с той же полосой позволяли более тесный ящик.
Мои переделки при той же массе подвижки с новыми мягкими подвесами имели резонанс 22 Гц.
А МС этих динамиков ИМХО почти идеальна для домашнего басовичка. Например увеличение высоты зазора уже даёт перекос в оптимальности величины хода — или ход мал, или с утолщением провода до следующего диаметра излишне велик.
Так что хоть я сам и капитально переделывал, другим советую только искать помягче подвес и не более.

Не понимаю только почему версия с ферритовой МС так хуже АЛЬНИКО. Вроде по силе магниты равны. Неужели у них так явно тяжелее подвижка и твёрже подвес? Не имел возможности их сравнить.
 
Регистрация
4 Май 2020
Сообщения
273
Реакции
140
Репутация
19
Страна
Росссия
Так что хоть я сам и капитально переделывал, другим советую только искать помягче подвес и не более.
А центрирующая шайба, её жесткость разве не влияет? Только один подвес?
Не понимаю только почему версия с ферритовой МС так хуже АЛЬНИКО. Вроде по силе магниты равны. Неужели у них так явно тяжелее подвижка и твёрже подвес? Не имел возможности их сравнить.
В данный момент у меня находятся в работе 10ГД-30 с ферритовым магнитом 8 Ом. Могу снять АЧХ с данного девайса в АРТе. Только нужно уточнить с какого расстояния.
Я сейчас собираю колонки, объем корпуса 42 литра, на данных динамиках, трех полоску. есть с 4 шт. АЛЬНИКО и один с ферритовым магнитом. Работают кажется одинаково, только с ферритовым магнитом не имеет провала от 700до 800 Гц , в отличии от АЛЬНИКО у которого яма в этом месте.
 
Последнее редактирование:

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
В данный момент у меня находятся в работе 10ГД-30 с ферритовым магнитом 8 Ом. Могу снять АЧХ с данного девайса в АРТе.
Олег! Думаю, с точки зрения басовистости, в первую очередь интересует не АЧХ, а импеданс т. е. замер с помощью LIMP. И в закрытом ящике известного объема (лучше без ваты) и вынутый динамик на воздухе, особенно это.
Я много раз подчеркивал, может мне просто не повезло с 10ГД-30Б, не стал подчеркивать на этот раз, я и так слишком много пишу.
Само собой, влияет всё - и подвес и ЦШ и материалы магнитной системы.
Только нужно уточнить с какого расстояния.
Здесь нет единого ответа.
Сначала надо в упор (от почти касания до нескольких см), это покажет возможности самого динамика.
Это если будет ОЯ. А если ЗЯ, то резонанс повысится.
Будет ровная линия и виден поршневой диапазон.
Да, ведь надо и менять ширину измерительного окна. Поскольку в упор нас интересуют НЧ возможности, окно широкое, скажем 50 мс (20Гц).
Если интересует поведение на СЧ (сотни Гц), наверное, отодвинуть микрофон на 25 см. Окно смотреть по отражениям, навскидку (пока голова не проснулась) 5...10 мс.
Выше - см 40...50, окно до 5 мс.
Николай Марков, надеюсь, подправит совет Вам по старой памяти.
Это звучит только страшно, а с микрофоном в руке - три пшика по секунде.
Всё, конечно, в корпусе.
Важное примечание.
Этому динамику нужен колодец перед диффузором т. е. крепиться он обязан изнутри ящика, а не снаружи - это сильно компенсирует его родовой горб в области 1...2 кГц.
есть с 4 шт. АЛЬНИКО и один с ферритовым магнитом. Работают кажется одинаково
Вот LIMP и покажет
, только с ферритовым магнитом не имеет провала от 700до 800 Гц , в отличии от АЛЬНИКО у которого яма в этом месте.
Проверено в ящике?
многие советские НЧ совсем не так плохи, как мы считали.
Как абсолютное большинство советской техники, которую надо было сразу, не глядя, разобрать, потом аккуратно собрать, смазать, поработать напильником, настроить и т. д.
Просто часть их были некондиция, отрыжка позднего совка, а остальные применялись не в том ящике.
Про горбостройку - всё понятно. А так, да, почти все колонки делались объемом меньше нужного, а при наличии щелей в ящике, это была рухлядь.
И чтобы подобрать пару, хоть динамиков, хоть транзисторов, надо было иметь их много.
Скорее всего опытные экземпляры ранних 10гд-30е были с чуть более лёгким диффузором и с мягким подвесом.
Так и пишут, что резина явно другая.
Потом пришли оптимизаторы - рацилизаторы.
Резина от галош, чтобы сносу не было, а бумага из кирзы чтобы спьяну вилкой не проткнули.
***
Хотел 2 строчки написать, а получилось как всегда.
 

Святослав_

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2021
Сообщения
5,105
Реакции
2,566
Репутация
121
Страна
Україна
Город
Бердянськ
Легких диффузоров у 10ГД-30 не наблюдал.
Что у тех, где подклейка подвеса на тыльную сторону диффузора, что у обычных.
Резина отличалась. У старых была мягкой, в более поздних выпусках жестче.
ЦШ тоже были разные. Или сетчатые, у старых, или обычные тканевые, в поздних выпусках.
У первых гибкие выводы были понадежнее, хотя чернели до угольного цвета.
У поздних паршивы выводы - плетение медных проволочек по нити.
 
Регистрация
4 Май 2020
Сообщения
273
Реакции
140
Репутация
19
Страна
Росссия
Этому динамику нужен колодец перед диффузором т. е. крепиться он обязан изнутри ящика, а не снаружи - это сильно компенсирует его родовой горб в области 1...2 кГц.
Спасибо огромное за подсказку, я ни как не могу добиться устранения этого горба. Он не значительный, но есть. Динамик установлен снаружи, на лицевую панель.
С ферритовым магнитом тоже касается , т.е. установка внутри?
Проверено в ящике?
Конечно, корпус ЗЯ. Дыр и щелей нет, проклеен и герметичен.
Хотел 2 строчки написать, а получилось как всегда.
зато развёрнуто и понятно.
Возможно кто то подскажет, чем пропитать центрирующую шайбу для размягчения, я делал это касторовым маслом, не помню где-то прочитал.
 

Meshin

1 ранг
Регистрация
16 Июл 2020
Сообщения
4,760
Реакции
6,175
Репутация
213
Страна
Россия
Имя
Игорь
в более поздних выпусках жестче.
У них ещё и буртик (выступ) в сторону подвеса имеется. С внутренней стороны подвеса по большому диаметру. У тех подвесов, которые ранние и более мягкие, такого выступа нет.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Как известно, половина великих физических открытий сделана в процессе проведения опытов с неявными ошибками. При этом результаты опытов не совпадали с ожидаемыми по теории.
Поэтому примитивные лабораторные работы могут быть полезнее рафинированной симуляции. В симуляциях не учитывается Жизнь.
Вот и я, делая последнюю лабораторную работу, по небрежности сделал небольшую ошибку и открыл Чудо.
Вот в чем это выражалось. Одному из динамиков я заменил подвес на ППУ. Но штатный резиновый подвес имел еще хитрый бортик.
P1287542.JPG

Именно он обеспечивает герметичность при креплении изнутри. На фото уже ППУ подвес.
На глаз явная щель не просматривалась и я решил, что сойдет, ожидая получить обычный результат.
Пример.png

Привожу только для примера. Красная линия - на воздухе, чёрная - в ящике, она всегда сдвинута вправо потому что все мы знаем, что минимальный резонанс динамика на воздухе, любой ЯЩИК ПОВЫШАЕТ РЕЗОНАНС.
Но у меня чёрная линия получилась ЛЕВЕЕ красной!!!
Чуть-чуть, но левее и почти той же амплитуды.
Фактически вместо повышения резонанса в 1,5...2 разя я добился того, что РЕЗОНАНС ДИНАМИКА В ЗЯ НЕ УВЕЛИЧИЛСЯ!!!
Показатели T-S стали, понятно, дикими, некоторые - отрицательными.
Это великое почти географическое открытие.
Жаль, что сейчас кто-то скажет, что всё уже украдено открыто до нас.
Я, конечно, в курсе, что есть такой приём. Например, динамики крепят за магнит и нет жесткой связи с лицевой панелью, между ними небольшая щель.
Иногда динамики крепят как обычно, а щель создают сознательно. Вот Мешин это лучше знает, но молчит, как партизан.
Это любят объяснять дескать такой ФИ.
Но здесь кривая импеданса была НЕ ДВУГОРБАЯ.
Я несколько раз проверил, всё разобрал и собрал, результат - тот же, невероятный, из разряда не верь глазам своим.
Кстати, на заметку тем, кто критикует программы LIMP - ARTA. Программы ошибаются вследствие ошибок оператора. Даже небольшие, невидимые щели в корпусе, могут исказить результат.
Пришлось отдирать от старого резинового подвеса уплотнительное кольцо, кое-как наживить его, тогда результаты стали правдоподобными.
Я не стал брать микрофон и копать дальше.
Много динамиков и перекручиваний в корпус и из него, куча результатов, жарко, я уже запутался где какой.
Вывод.
Я на практике убедился (но мы знаем, что по науке опыт должен быть повторяем и другими людьми и в других условиях), что есть эффект от зазора между динамиком и лицевой панелью.
Поскольку метод не нашел массового применения, он должен иметь недостатки.
Но желающие могут покопаться.
Всё-таки понижение резонанса динамика в ЗЯ - это чудо.
Эх, как бы мне хотелось, посадить в одну камеру двух человек- Мешина с его колонками, руками и столярными инструментами и Маркова с его головой, методичностью и измериловкой. Какая замечательная бригада получилась бы.
А чтобы они не объявили забастовку, надсмотрщиком поставить Дм.Рут. Он бы стращал их, БЛ.
 
Регистрация
4 Май 2020
Сообщения
273
Реакции
140
Репутация
19
Страна
Росссия
Эх, как бы мне хотелось, посадить в одну камеру двух человек- Мешина с его колонками, руками и столярными инструментами и Маркова с его головой, методичностью и измериловкой. Какая замечательная бригада получилась бы.
А чтобы они не объявили забастовку, надсмотрщиком поставить Дм.Рут. Он бы стращал их, БЛ.
+like smile_1
 

Meshin

1 ранг
Регистрация
16 Июл 2020
Сообщения
4,760
Реакции
6,175
Репутация
213
Страна
Россия
Имя
Игорь
А чтобы они не объявили забастовку, надсмотрщиком поставить Дм.Рут. Он бы стращал их, БЛ.
Через №-е время, он совершил бы побег. Неприятному для меня человеку, со мной рядом нет житья.
 

flaner

3 ранг
Регистрация
19 Мар 2021
Сообщения
15
Реакции
6
Репутация
5
LDS , на рисунке уже вторая ИЧХ, снятая после герметизации резиновым кольцом.
 
Регистрация
4 Май 2020
Сообщения
273
Реакции
140
Репутация
19
Страна
Росссия
Этому динамику нужен колодец перед диффузором т. е. крепиться он обязан изнутри ящика, а не снаружи - это сильно компенсирует его родовой горб в области 1...2 кГц.
Сергей,у вас есть время посмотреть общую АЧХ колонки в АРТе ? Николай сейчас занят, мне нужно ваше мнение, у меня сейчас есть время.
Возможно вам отправить в личку, чтоб здесь не мешать?
 

Святослав_

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2021
Сообщения
5,105
Реакции
2,566
Репутация
121
Страна
Україна
Город
Бердянськ
У них ещё и буртик (выступ) в сторону подвеса имеется. С внутренней стороны подвеса по большому диаметру. У тех подвесов, которые ранние и более мягкие, такого выступа нет.
Такой же буртик есть на резине гораздо более поздней разрабтки, у 15ГД-17.
Наверное, не зря его добавили, устраняли какой-то паразитный низкочастотный резонанс, выравнивали АЧХ.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Черная же слева, все правильно. Почему левее?
Значит я непонятно объяснил.
Сначала я поточным методом измерил каждый динамик на воздухе, затем - в корпусе.
Для динамика №4 оказалось, что кривые импеданса на воздухе и в корпусе почти совпали по форме и амплитуде, но в корпусе резонанс имел частоту чуть ниже, чем на воздухе, а T-S превратились в бред. Я дважды доставал динамик и ставил в корпус с тем же невероятным результатом.
Vas получался отрицательным...
Красный или чёрный - цвета условные, привёл только для примера.
Чуть подумав, я понял - щель между поролоновым подвесом и внутренней стороной панели.
Штатно - резинка подвеса с уплотнительным кольцом составляют единое целое. Пришлось разрезать снятый резиновый подвес, а круглую уплотнительную резинку приклеил 4 каплями клея к поролону.
К сожалению, не схранил промежуточные результаты т. к. они были явно ошибочны, такие я не сохраняю так как и в море готовых результатов нередко путаюсь.
Удивительно, что не получилось двугорбого импеданса, как у обычного ФИ. Скорее всего он появится, если поиграть зазором.
Не измерял микрофоном так как уже изрядно устал возиться в жару, хотелось побыстрее всё свернуть.
Плпутно еще измерял микрофоном, чтобы оценить что ждать от динамиков - может лучше их в мусор сразу.
Но в одну статью всё не влезет, кроме того я поку не готов что-то утверждать, тем более что АЧХ всех динамиков разная в интересующей меня области.
Вот пример.
25см 18л.png

Это 25 см с пивным донышком. От горба 1...2 кГц не осталось и следа, выше 2 кГц достаточно плавный ровный спад. Жених, в ожидании прынцессы-пищалки.
25см.png

А это другой динамик с того же расстояния. Тоже недурно, есть даже не горб, а чуть приподнята площадка вокруг 1 кГц, может это не так плохо.
25см.png

У этого горб явно выражен, почему его не съел "колодец" выреза под динамик - непонятно. Оба последних колпачка, как у 25ГД-26, мягкие, тряпичные.
25см.png

А это с ППУ подвесом, без колпачка, есть сильные подозрения, что в горбе 3...4 кГц виноват именно подвес, а это очень плохо. Пока не испытаешь - не узнаешь, увы.
Понятно, что подобные проблемы могут быть и с другими динамиками.

Если у кого-то есть колонки с 10ГД-30 или 25ГД-26 (близнецы), то динамики в них крепятся на шпильках изнутри и опыт легко повторить подкладывая небольшие кусочки между уплотнителем и фанерой изнутри, чтобы получить кольцевую щель.
Это будет несколько отличаться от того что делал я, но близко.
Потребуется только время и усилия, материальных затрат нет.
 

Святослав_

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2021
Сообщения
5,105
Реакции
2,566
Репутация
121
Страна
Україна
Город
Бердянськ
Как известно, половина великих физических открытий сделана в процессе проведения опытов с неявными ошибками. При этом результаты опытов не совпадали с ожидаемыми по теории.
Поэтому примитивные лабораторные работы могут быть полезнее рафинированной симуляции. В симуляциях не учитывается Жизнь.
Вот и я, делая последнюю лабораторную работу, по небрежности сделал небольшую ошибку и открыл Чудо.
Вот в чем это выражалось. Одному из динамиков я заменил подвес на ППУ. Но штатный резиновый подвес имел еще хитрый бортик.
Посмотреть вложение 41169
Именно он обеспечивает герметичность при креплении изнутри. На фото уже ППУ подвес.
На глаз явная щель не просматривалась и я решил, что сойдет, ожидая получить обычный результат.
Посмотреть вложение 41170
Привожу только для примера. Красная линия - на воздухе, чёрная - в ящике, она всегда сдвинута вправо потому что все мы знаем, что минимальный резонанс динамика на воздухе, любой ЯЩИК ПОВЫШАЕТ РЕЗОНАНС.
Но у меня чёрная линия получилась ЛЕВЕЕ красной!!!
Чуть-чуть, но левее и почти той же амплитуды.
Фактически вместо повышения резонанса в 1,5...2 разя я добился того, что РЕЗОНАНС ДИНАМИКА В ЗЯ НЕ УВЕЛИЧИЛСЯ!!!
Показатели T-S стали, понятно, дикими, некоторые - отрицательными.
Это великое почти географическое открытие.
Жаль, что сейчас кто-то скажет, что всё уже украдено открыто до нас.
Я, конечно, в курсе, что есть такой приём. Например, динамики крепят за магнит и нет жесткой связи с лицевой панелью, между ними небольшая щель.
Иногда динамики крепят как обычно, а щель создают сознательно. Вот Мешин это лучше знает, но молчит, как партизан.
Это любят объяснять дескать такой ФИ.
Но здесь кривая импеданса была НЕ ДВУГОРБАЯ.
Я несколько раз проверил, всё разобрал и собрал, результат - тот же, невероятный, из разряда не верь глазам своим.
Скорее всего второй горб ушел на глубокий инфразвук.
Или это стало оформление ОЯ, а понижение резонанса из-за массы присоединенного воздуха.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
есть время посмотреть общую АЧХ колонки в АРТе ?
Для этого я и создавал эту тему и некоторые результаты давно здесь. Чтобы смотреть всё в целом, нужны фильтры.
Здесь меня интересовали результаты на НЧ, а это LIMP и измерения в упор, и интересовала область стыка с ВЧ динамиком.
45град.png

Вот прикинул для себя с 40 см. Микрофон в руках, примерно 45 градусов. Вывод - завал начинается около 2 кГц, поэтому для направленности надо делить не выше этой частоты. Но это если будет подходящая пищалка, а если не будет - то выше и стараться не замечать направленность.
Или трехполоска...
Для 40 литров внутри трехполоска тоже вариант, но надо возиться.
10ГД-30 и 3ГД-38-2 сглаживание.png

Это я уже выкладывал здесь. Что можно получить подобрав лучшие экземпляры 10ГД-30Е и переделанный 3ГД-38Е. Сглаживание сверху вниз 1/12, 1/3, 1/1. Пищалка всё равно нужна. Написал для себя, что фильтры 1 порядка. Но это надо, чтобы "все звёзды сошлись".
Сейчас всё разобрано.
Как учил нас великий ВИЛ - возиться, возиться и возиться.
мне нужно ваше мнение, у меня сейчас есть время.
Мнение есть, вот только за базар я могу отвечать только если что-то делаю и проверяю сам. И то иногда ошибаюсь...
Тут фактически надо идти как по болоту - посмотрел, ткнул палкой, наступил, провалился, выбрался, ткнул палкой в другое место, вроде не провалился и так далее.
Дорожку можно примерно показать только если прошёл её несколько раз сам, да и то...
Возможно вам отправить в личку, чтоб здесь не мешать?
Как удобнее. С одной стороны здесь могут поправить, если увидят ляп. С другой стороны здесь могут забросать ненужной болтовнёй и несистемными советами.
Способностей дистанционно управлять "Луноходом", как у Н. Маркова, у меня к сожелению нет. Мне надо всё перепроверять самому.
 
Регистрация
4 Май 2020
Сообщения
273
Реакции
140
Репутация
19
Страна
Росссия
Как удобнее. С одной стороны здесь могут поправить, если увидят ляп. С другой стороны здесь могут забросать ненужной болтовнёй и несистемными советами.
Это точно. Дождусь Николая Маркова.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Продолжу писать тривиальные вещи НА ПРИМЕРЕ 10МАС-1М и динамиков 10ГД-30, хотя это касается многих колонок, особенно трехполосок.
Вряд ли кто из интересующихся не читал статью Шорова про улучшение 10МАС-1М
Вот схемы из неё
пример.jpg

Суть переделки в том, чтобы избавить 10ГД-30 от обязанности работать на СЧ. В этом случае плевать на колпачки, на неравномерности и пр. Динамик будет работать в поршневом диапазоне до 500 Гц практически идеально на сотнях Гц, а выше - передаст эстафету специалисту узкого профиля, который сделает это заведомо лучше.
Правда, страшно смотреть на тот ужас выше 500 Гц который творится на рис. 2, но об этом не сейчас.
Теперь проверим работу НЧ фильтра с разделом на 500 Гц. Я взял хорошие образцы динамиков и загрузил данные в LSP CAD достаточно хорошо работающем, если параметры измерены, а не взяты из справочника. Для наглядности картинки сглаживание октавное.
LspCAD print job_45.png

Чтож, всё точно. Можно считать, что раздел на 500 Гц,, плавный спад выше с наклоном примерно 12 дБ/октава (ПРИМЕРНО).
Все думают, что фильтр для ШП динамика будет зеркальным, будет зеркальный спад по крутизне примерно от 1 кГц и посередине они поженятся.
И мало кого смущает разделительный конденсатор аж 60 мкФ.
LspCAD 46.png

Вот что оказалось для динамика на щите (или в большом ящике).
Чтобы увидеть влияние самого фильтра, сравним АЧХ с выключенным фильтром
LspCAD 47.png

Что мы видим? А нет никакого заметного влияния этого фильтра на АЧХ динамика. Это значит, что в области примерно 100...1000 Гц звук от двух динамиков будет "складываться" или "вычитаться", в результате будет кака.
Теперь попробуем подобрать разделительную ёмкость, чтобы получить уровень для стыковки с басовиком на частоте 700 Гц примерно на 6 дБ ниже, чем уровень ШП динамика выше.
LspCAD 48.png

Получаем 6 мкФ, а не 60 мкФ (привет тем, кто подбирает ёмкости до 1%).
Но результат такой стыковки всё равно будет кривой.
Шоров, конечно, не мог так ошибиться с фильтрами - ведь с НЧ фильтром всё красиво.
ТАК В ЧЁМ ЖЕ ДЕЛО? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Вопрос не к тем, кто на этом собаку съел, а к тем кто интересуется, если такие вообще есть.
Данная проблема возникнет в большинстве трехполосок - как сделать фильтр, чтобы плавно и с НУЖНОЙ КРУТИЗНОЙ обрезать СЧ динамик снизу?
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,966
Реакции
3,446
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
Накрыть 2гд-40 колпаком 1-2 литра и набить колпак ватой. Как в статье.
И выше 200 Гц ничего не поменяется. Схема фильтра с ошибкой, очевидно. Шлёпнули С!=С2, а хотели С1=10мкФ... Но номинал С3 также смущает, для Цобеля там 3 мкФ за глаза... Не понимаю я эту схему, 30 лет как не понимаю.
 
С

Сергей ДВ

И выше 200 Гц ничего не поменяется. Схема фильтра с ошибкой, очевидно. Шлёпнули С!=С2, а хотели С1=10мкФ... Но номинал С3 также смущает, для Цобеля там 3 мкФ за глаза... Не понимаю я эту схему, 30 лет как не понимаю.
Длина волны на разделе порядка 0,5-0,7 метра. Существует акустика в 2.5 полосы. Никто не смущается.
Причем, схема с компенсацией баффла где-то 4Дб, судя по относительно ровному балансу НЧ и СЧ-ВЧ. Поэтому залезание 2гд-40 в НЧ слабо влияет на итоговую АЧХ ниже частоты среза басовика. Она придушена по звуковому давлению до уровня 80Дб.
 
Последнее редактирование модератором:

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Нудно напомню, что я не претендую на единоличное знание истины и на роль профвесора бубнящего что-то с трибуны. Я просто обмениваюсь своим мнением с коллегами в надежде разобраться что к чему.
Не понимаю я эту схему, 30 лет как не понимаю.
Чтобы короче, буду без любезностей. Думаю так.
R1 - ясно дело для выравнивания чувствительностей, здесь всё понятно, но этот резистор довольно высокого номинала, ещё повлияет на Цобеля.
С1 - должен защитить динамик от баса, он не влияет на АЧХ, кстати да, на первый взгляд, лучше 10 мкФ или его окрестности.
R2 - типичный номинал когда его сопротивление примерно равно сопротивлению динамика, поэтому же динамик 3ГДШ-2-8 а не 3ГДШ-2-4, тут многие путаются. Можно и 4 ом динамик но нет смысла.
При настройке очень может быть, что лучше не 8 ом, но это будет юстировка с микрофоном, понятно, что Шоров не расчитывал на читателей с микрофоном, поэтому давал общие рекомендации.
С номиналом С3 интересно. Здесь опять нужна юстировка (точная настройка), но это возможно опять-таки только с микрофоном.
Главная роль цепочки не в мифическом согласовании. Многие знают, что типовая АЧХ ШП динамика - ровная линия у которой уровень растет вместе с частотой. Динамик, это, кроме прочего, катушка. У неё сопротивление растет с частотой.
Если бы не было большого R1=14 ом то всё напряжение от усилителя прикладывалось бы к динамику (его катушке). Но с R1 получается частотозависимый делитель из R1 и Rдинамика. И чем выше частота, тем выше напряжение на динамике. Значит изначальный подъем АЧХ на верху усилится еще больше.
Кстати, это ещё одно объяснение почему делитель из резисторов и последовательно включенный резистор, не эквивалентны.
С=15 мкФ для того чтобы выровнять АЧХ динамика С ФИЛЬТРОМ.
***
Соседи делают гигаремонт, боюсь будут снова рвать фазу, поэтому буду писать по кусочкам.
Возражения когда я закончу. Хорошо?

Вот Я ЗНАЮ, что 99,9% колонкостроителей уверены, что фильтры - это просто. ФВЧ первого порядка - проще простого. Берём онлайн калькулятор, забиваем в него сопротивление динамика, частоту среза и получаем нужный номинал конденсатора.
Имеем АЧХ динамика выше среза - горизонтальную, а ниже - ровный спад 6 дБ/октава, "наука не врёт (как и симуляторы)". Надо понизить (повысить) частоту раздела вдвое, меняем номинал конденсатора в 2 раза и имеем АЧХ динамика сдвигающуюся по горизонтальной оси, всё так же ровную выше среза и плавно падающую ниже среза.
Вот только на практике это АБСОЛЮТНО НЕ ТАК.
Я много раз писал про часовую стрелку вращающуюся вокруг невидимой оси вместо сдвига вправо-влево.
Итак, один разделительный конденсатор, то есть фильтр первого порядка, не способен работать фильтром и тем более формировать требуемую крутизну для стыка с НЧ. Что делать?
Первое что приходит в голову - фильтр второго порядка. Вместо Цобеля ставим катушку.
Вот примерно что получается
LspCAD 49.png

Даже не буду "включать" НЧ динамик, результат так себе. Кстати, 10 мкФ.
В общем, имеет право на жизнь и защищает ШП динамик гораздо лучше, но добиться хорошего результата будет не просто.
Есть ли у нас еще инструменты для управления?
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
4,966
Реакции
3,446
Репутация
139
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
Есть ли у нас еще инструменты для управления?
Да. Добротность ФНЧ второго порядка (чтобы не менять катушку-конденсатор, можно регулировать перебросом части или всего гасящего сопротивлениия из положения до фильтра в положение перед динамиком), резистор последовательно с катушкой - если перебор по разнице фаз в полосах (большое разнесение частот среза).
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,792
Реакции
5,554
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Есть такая партия такие инструменты!
Я не случайно писал, что измерял АЧХ ШП(СЧ) динамика на большом щите (ящике).
А что если поставить его на маленький щит или посадить в маленький скворечник? Что будет с АЧХ?
Некоторые уже всё поняли, дальше можно не писать.
Интересно, что в журнальных статьях и других публкациях, как правило, походя говорится о "скворечниках". А ведь именно они должны играть роль фильтров снизу.
У динамиков типа 2ГД-40 резонансная частота в щите, на воздухе, обычно 100 или 160 Гц. У большинства ШП динамиков близко к этому.
Несколько иначе может быть у СЧ динамиков. У них изначально частота среза может быть высокой, они могут иметь глухую корзину.
Динамики типа 15ГД-11 изначально разрабатывались так, чтобы иметь узкую полосу излучения и снизу и сверху.
Далее. Ну подняли мы резонанс маленькой коробчонкой. Но подняли и добротность, резонанс, а это не есть хорошо. Выход?
ПАС в окнах. Позволяет управлять добротностью.
Промышленность делает глухие корзины - экономия на колпаках, удобство при сборке, всё равно никто на конвейере настраивать не будет.
А вот нам, любителям, нужна такая возможность. Так мы можем лучше настроить.
При низкой (а 500 Гц - низкая) частоте раздела можно поставить динамик на маленький щиточек и за счет АКЗ мы получим крутой естественный спад внизу, я так и делал. Но ПАС опять-таки нужна - уши требуют.
Итак.
Мы можем сделать маленькую коробчонку, приспособить её к нужному динамику в штатный корпус и, изменяя размеры коробчонки, плотность набивки, добиться наиболее близкой к желаемой для нас АЧХ.
Тут уже и фильтры пригодятся. Они будут иметь вспомогательное, но важное значение.
Так и надо настраивать. И электрически и "механически".
Выводы.
- Обычно нам предлагают взять первую попавшуюся банку от кильки, все так и делают.
Результат - рулетка. Может повезти, а может - не очень.
- Не ругайтесь, но микрофон для настройки более чем желателен.
Конечно, кто-то с микрофоном может провести большую работу с динамиками, банками и ватой, чтобы составить таблицу, вот только это будет Мартышкин Труд. Никто им даже не воспользуется.
И еще.
В журналах и книгах при описании трехполосок я видел исключительно ровные и красивые овалы АЧХ у СЧ динамиков, а справа и слева такие же "вежливые" овалы обращенные к СЧ динамику. КРАСИВО! Вот только когда начинаешь измерять сам, вся красота куда-то улетучивается.
Сильное ощущение, что эти овалы нарисованы симулянтами в симулянторах.
Пока всё.
 

Статистика форума

Темы
2,340
Сообщения
160,849
Пользователи
1,899
Новый пользователь
Ardl
Сверху Снизу