Эстония-стерео. Проигрыватель, радиола, АС

716

Полная статья на сайте.
Изготовитель: завод Пунане-РЭТ, г Таллин, выпуск с 1970 года.

Технические характеристики:

Выходная мощность каждого канала УНЧ: 4 Вт
Напряжение питания: 127 В и 220 В
Потребляемая мощность от сети: 160 Вт
Размеры стереорадиолы (ШхВхГ): 790х270х340 мм
Размер проигрываетля (ШхВхГ): 450х165х330 мм
Размеры одной АС (ВхШхГ): 895х375х350 мм
Вес радиолы: 25 кг
Вес проигрывателя: 10 кг
Вес одной АС: 20 кг

Описание:

718
В комплект стереорадиолы входил проигрыватель виниловых дисков и пара АС по одноименному названию Эстония-стерео. Радиола имеет 7 диапазонов волн, поворотную магнитную антенну, внутренний УКВ диполь. плавную регулировку полосы пропускания с положением “местный прием”, плавную регулировку тембра по низким и высоким частотам, ступенчатую регулировку тембра с положениями “речь-музыка”, электронно-моторную настройку и автоматическую подстройку на принимаемую станцию. Регулируемая полоса позволяет уменьшить уровень помех при приеме. “Местный прием” улучшает качество звучания на длинных и средних волнах.

717
 
Последнее редактирование:

LDS

1 paнг
Регистрация
5 Июл 2019
Сообщения
4,414
Реакции
2,550
Репутация
126
Страна
Украина
Имя
Дмитрий
Отреставрированные АС. Перетяжка ткани на лицевой панели.

estoniya_stereo loudspeakers ldsound.ru  (3).jpg
estoniya_stereo loudspeakers ldsound.ru  (4).jpg
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
Замечательное изделие, удивляло всем, чего стоила следяшая система за частотой в КВ диапазоне, звук долгие годы для меня был не превзойденым даже с импортными колонками, когда слушал что-то новое интуитивно сравнивал с ними. Впервые услышал в 1972г жалел, что не могу достать - всеобщий дефицит. Один недостаток малая мощность, а началась эпоха транзисторов, мощи, дискотек и рока.
 
Регистрация
14 Янв 2020
Сообщения
1,164
Реакции
503
Репутация
53
Возраст
49
Страна
Россия
Город
Владимир
И где только Вы, Дмитрий, такие фото раздобыли? Только за красоту "5+"... Да ещё такой 'англичанин" на борту, красавец.
 

LDS

1 paнг
Регистрация
5 Июл 2019
Сообщения
4,414
Реакции
2,550
Репутация
126
Страна
Украина
Имя
Дмитрий
И где только Вы, Дмитрий, такие фото раздобыли? Только за красоту "5+"... Да ещё такой 'англичанин" на борту, красавец.
Один человек прислал, Валерий Крюк. В поиске на сайте можете написать, все его фото найдете. Фото сделаны серьезным аппаратом, все такие идеальные.
 

Aluk

1 ранг
Регистрация
27 Янв 2020
Сообщения
118
Реакции
124
Репутация
19
Город
Омск
Не могу удержаться. Ведь это звук моего детства! У Отца была такая. 1970 г.в., как собственно и я :) Шикарная вещь! Первые пластинки, программа "запишите на ваши магнитофоны" по воскресеньям на УКВ, "Back to the egg" Маккартни и этот звук, ощущение которого невозможно забыть... Легкий, пластичный, живой. Позже было много разных усилителей и ас, уже и не вспомню всех, но "Эстония" вне времени для меня.
 
Регистрация
13 Окт 2019
Сообщения
5,385
Реакции
1,508
Репутация
104
Возраст
67
Страна
Россия
Город
Свердловкая обл.
Предупреждений
4
К сожалению, на ДВ, СВ, КВ сейчас нечего сушать, УКВ у нас один Маяк...
Вот колонки Симфонии, Эстонии это ВЕЩЬ!!! LDS, даже лучше новых!

Малая мощность, и с такой АС, не понимаю... Переделывал родной РР-шник, 6п14п в триоде, и 6н1п взамен 6н2п, остальное с тембрами выкусил, и всё. Ватта 3-3,5, хватало, с СД до опупения.
Мои СЕ 6с4с и 3вт, комната 30 кв. метров, никогда не поднимаю больше 0,5-0,7 громкости, и то когда гости были.
 

LDS

1 paнг
Регистрация
5 Июл 2019
Сообщения
4,414
Реакции
2,550
Репутация
126
Страна
Украина
Имя
Дмитрий
К сожалению, на ДВ, СВ, КВ сейчас нечего сушать, УКВ у нас один Маяк...
Вот колонки Симфонии, Эстонии это ВЕЩЬ!!! LDS, даже лучше новых!
Верю. Но думаю не для всех жанров подойдет. В общем чего говорить, их не слушал, могу только догадываться.
 

yes1111

2 ранг
Регистрация
24 Дек 2020
Сообщения
203
Реакции
91
Репутация
7
Возраст
57
Страна
Украина
Имя
Олег
Владею сабжевым аппаратом с 2018 года (выпуск 1971 г.). Приемник комплектный, но нерабочий. АС были внутри нетронутые (до меня вообще не разбирались). Корпуса тоже практически в идеале, но радиоткань слегка печальна. Головки в идеальном состоянии, как только что с завода. Но пришлось повозиться со щелями в корпусе и с его дребезжанием (тряпки с клеем ПВА решили этот вопрос целиком и полностью). Пока что использую просто в режиме усилителя, до бОльшего руки не доходят. Вообще, собираюсь полностью неспешно отреставрировать корпус радиолы, поменять вколхоженные бывшим хозяином китайские переменные резисторы на громкости и тембре на штатные, лампы на новые, и оживить приемник. Оживление будет проходить в этапа: 1) возвращение к оригинальной заводской схеме с устранением найденных неисправностей, и 2) переделка в верхний УКВ-диапазон и стереодекодер с пилот-тоном. Соответственно, в ходе 2-го этапа родной блок УКВ и стереодекодер будут демонтированы и бережно помещены на хранение, а взамен уже приобретены для экзекуций сменный УКВ-блок и плата стереодекодера для использования в качестве донора. Переделку блока УКВ и стереодекодера я мыслю по образу и подобию экспортного варианта "Симфонии", выпускавшегося под названием "Rigonda Bolshoi". При этом блок УКВ будет переделан, а плата стереодекодера изготовлена заново в виде реплики по схеме "Rigonda Bolshoi" (колхозить в такой аппарат подобные устройства на современной элементной базе я считаю вандализмом).

Насчет звучания... Если вкратце - то сначала не заметил в нем ничего выдающегося. Даже почти пожалел, что купил и приволок эту бандуру. А потом, по истечении пары-тройки часов прослушивания, меня, что называется, "накрыло". Внезапно обнаружил массу новых нюансов и подробностей на записях, затертых с детства буквально до дыр - в частности, на классических альбомах Pink Floyd. Просто раньше оно где-то замыливалось и тонуло, а тут вдруг проявилось со всей ясностью и очевидностью. Такое впечатление, как будто смотришь через свежевымытое окно. Или... что прочистил уши. Потрясающе звучат винтажные записи 60...70-х годов - в частности, оцифровки старого винила, включая даже советский. Никогда раньше не мог себе представить, что эти пластинки записывались настолько здорово. В принципе, отлично играет практически все, что было выпущено вплоть до середины 90-х (рок, джаз, оркестровая музыка, старая эстрада) - т.е., до повального нашествия вусмерть задолбанных компрессией уродцев эпохи "войны громкости". Впрочем, последние звучат омерзительно на всем, кроме дешевых мыльниц.

В целом - звучание какое-то очень легкое, абсолютно ненагружающее и завораживающее. В том смысле, что хочется слушать еще и еще. Из замеченных недостатков самый большой - это что после нее уже просто не хочется слушать что-то другое. Уши просят именно "того самого" звука. Уточню, что сказанное относится именно к родным АС, подключенным к родному же ламповому усилителю (2-тактный ультралинейный УМЗЧ на паре 6П14П в каждом канале). До этого много лет слушал такие же АС совместно с УМЗЧ "Веги-108-стерео". Казалось, что неплохо. Да и по мощности, вроде бы, попадало нормально: 10 Вт номинальной мощности на 4 Ома - это, как раз, где-то 5 ... 6 Вт на 8 Ом. Но, как выяснилось в сравнении - не то, абсолютно не то... Недавно вот снова подключил их к "Веге" - и убедился, что звук и рядом не лежал. В смысле - даже на одном гектаре.
3b85a1f11230.jpg6a4886be2811.jpg8a6b1708fceb.jpg09cfe3aaadd5.jpg

13fe4a6309f7.png

41d1b801c88a.jpgb809e3ac602a.jpg3d74d7a3eae5.jpgbf56f232fb16.jpgf131eaa2d870.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

yes1111

2 ранг
Регистрация
24 Дек 2020
Сообщения
203
Реакции
91
Репутация
7
Возраст
57
Страна
Украина
Имя
Олег
Давно не было новостей по моей "Эстонии". Собственно, их пока и нет почти. Работает, играет музыку, радует меня отменным звучанием. Но браться за нее всерьез я пока все еще не готов. Дело в том, что для этого надо ее полностью разобрать: вынуть шасси из корпуса, корпус отдать в реставрацию, а за шасси с платами взяться самому.

Для этого надо:
- Найти человека, который сможет именно вернуть корпусу первозданный вид, а не угробить его колхозно-кустарным "обновлением". Проблемы представляют собой трещины, царапины и потертости на полированном покрытии, а также мелкие и немногочисленные (к счастью!) сколы.
- Освободить на неопределенное время большой стол на работе, на котором будет выполняться вся хирургия с начинкой.
- А самое главное - освободить достаточно длительный отрезок времени, на протяжении которого надо будет не спеша, спокойно и вдумчиво довести внутренности аппарата до состояния, максимально приближенного к заводскому, не отвлекаясь при этом на другие задачи.

А пока что я выполнил операцию, на которую долго не мог решиться из-за боязни испортить единственный экземпляр переменного резистора, который некоторое время назад удалось найти буквально чудом.

Как я уже писал выше, бывший хозяин заменил родные переменные резисторы на регуляторах громкости и тембра ВЧ колхозной китайчатиной, которая не позволяет даже установить на них оригинальные заводские ручки. А тот лютый колхоз, который на них сейчас напялен, откровенно уродует вид аппарата. Вдобавок, регулятор громкости в результате лишился тонкомпенсации, а механизм поворота магнитной антенны - своей ручки, которую просто не на что надеть.

Беда в том, что резистор для регулятора громкости там нужен очень специфический и на сегодня неимоверно редкий. Он должен быть:
- Сопротивлением 470 кОм. Переменные резисторы таких номиналов применялись, в основном, в ламповой аппаратуре. Для более новой транзисторной техники характерны меньшие сопротивления, порядка десятков кОм.
- Сдвоенным, поскольку аппарат стереофонический.
- Иметь зависимость сопротивления от угла поворота типа "В" (обратно-логарифмическая). Такая зависимость обеспечивает комфортную регулировку громкости, достаточно равномерную на слух, при повороте ручки регулятора.
- Иметь 2 (два!) дополнительных отвода для подключения элементов тонкомпенсации.

На заводе в радиолу ставились резисторы типа СП3-12е номиналом 470 К, которые даже в годы ее выпуска массовыми, мягко говоря, не были. Не говоря уже о том, чтобы найти такой полвека спустя. Но... мне это удалось! Нашел, и даже новый! Правда, не СП3-12е, а СП3-30е - фактически, тот же самый резистор, который подвергся на рубеже 70 ... 80-х чисто косметической модернизации.

И все было бы идеально, вот только ось у моего экземпляра от рождения была короче, чем мне нужно. Наращивать ее кустарными методами было бы уныло, колхозно, рукожопно и ненадежно. Поэтому я решил заменить оригинальную ось донорской, снятой с однотипного резистора с осью потребной длины. Номинал донора и прочие подробности при этом значения не имеют, лишь бы только он был тоже сдвоенным.

Сама операция по замене оси достаточно тривиальна. Единственное, что мешало мне решиться - это уникальность моего резистора. Если что-то пойдет не так, и я в результате его лишусь, то нового, скорее всего, найти уже не смогу.

Самые интересные моменты процесса разборки и сборки я зафиксировал на фото. Может, для кого-то окажется полезным.

Для начала аккуратно разбираем оба резистора. В качестве донора оси взят сдвоенный резистор номиналом 33 кОм (ни разу не дефицитный). Главное, что ось у него имеет нужную длину.
IMG-20210614-00376.jpg

Донор не СП3-30, а более старого (предыдущего) типа - СП3-12. Поэтому между двумя резисторами есть некоторые конструктивные отличия. В частности, на его оси на одну проточку под резиновое кольцо меньше. Но, к счастью, на успешность нашей миссии это не влияет.

Начинаем собирать наш резистор, нанизывая его детали на донорскую ось аналогично тому, как они были надеты на родную:

IMG-20210614-00378.jpg

В процессе разборки и сборки особое внимание обращаем на 2 вещи:
- Резиновые колечки, которые легко рвутся, и
- "Грибочки", вставленные в отверстия на концах пружин скользящих контактов. Они легко выскакивают из отверстий и теряются. А если потеряются, то будет грустно:
IMG-20210614-00379.jpg

Собираем "бутерброд" для одного канала - расположенного на конце оси.
IMG-20210614-00380.jpg

Аналогично поступаем со вторым каналом:
IMG-20210614-00382.jpg

Завершаем сборку:
IMG-20210614-00383.jpg

IMG-20210614-00384.jpg

Надеваем кожух-экран, не забывая про пластинчатую пружину на его донышке:
IMG-20210614-00385.jpg

Аккуратно загибаем обратно крепежные лапки и любуемся полученным результатом:
IMG-20210614-00389.jpg

IMG-20210614-00392.jpg

Переменный резистор для регулятора громкости, идентичный оригинальному заводскому, готов к внедрению. Новый резистор для регулятора тембра ВЧ у меня имеется в готовом виде. И даже в 2-х экземплярах. С длиной оси у них все в порядке. Единственное отличие от оригинального - это наличие дополнительного отвода для тонкомпенсации. Ввиду ненадобности, подключать его мы не будем, а просто оставим этот лепесток висеть в воздухе.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,338
Реакции
9,648
Репутация
382
Занимался такой пересадкой в 70-80-е годы. По памяти, СП3-12 были с бегунками без графитничков, и сделаны как придется, отчего продирали подковку до основы. Тридцатые сделаны как надо, один такой проработал в усилителе десятки лет, потом подарен новому владельцу без потери качества.
Сейчас я бы смазал ось густой силиконовой мазилой, для пущей плавности хода. А то крутится со скрежетом.
 

yes1111

2 ранг
Регистрация
24 Дек 2020
Сообщения
203
Реакции
91
Репутация
7
Возраст
57
Страна
Украина
Имя
Олег
В донорском 12-м графитнички были. Хотя он довольно поздний - 1976 года. Может, внедрили уже потом, с учетом опыта.
 
Регистрация
13 Окт 2019
Сообщения
5,385
Реакции
1,508
Репутация
104
Возраст
67
Страна
Россия
Город
Свердловкая обл.
Предупреждений
4
У меня только две схемы 2-х тактника,которые люблю
1. Простейший небаланс без ООС и в триоде, первая 6н1п, есс85, 6н7с, вторая-третья 6п1п, 6п14п, 6ф6с, 6п3с, на всех использовал, все ОК
2. Первый каскад – обычный усилитель с заземленным катодом, второй – фазоинвертор с длинным хвостом по схеме Шмидта (Schimidt’s Long Tail Phase Splitter). Связь между первым и вторым каскадами – гальваническая, режим работы первого каскада устанавливает режим работы второго. И 2-х тактник в триоде, и без ООС. Проверял 6н1п, есс82, 6н8с, 6п43п, ел86, 6п3с, тоже ОК
 

yes1111

2 ранг
Регистрация
24 Дек 2020
Сообщения
203
Реакции
91
Репутация
7
Возраст
57
Страна
Украина
Имя
Олег
Эту хочу оставить в исходном виде. Если появится желание поэкспериментировать, то поищу отдельно выходные трансы, и буду пробовать варианты, сравнивая звучание с оригинальной схемой. Свободный блок питания у меня уже есть, можно будет задействовать его для этой цели.
LDS, слушаю почти все, кроме попсы и типа речитатива
Аналогично. Только еще и кроме т.н. "русского шансона", столь любимого маршрутчиками. Случилась тяжелая передозировка в 90-е, когда из каждого утюга этим "щястьем" кашляло. С тех пор на него жуткая аллергия.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
13 Окт 2019
Сообщения
5,385
Реакции
1,508
Репутация
104
Возраст
67
Страна
Россия
Город
Свердловкая обл.
Предупреждений
4

Вложения

  • Трошкин.jpg
    Трошкин.jpg
    163.4 KB · Просмотры: 143
Регистрация
13 Окт 2019
Сообщения
5,385
Реакции
1,508
Репутация
104
Возраст
67
Страна
Россия
Город
Свердловкая обл.
Предупреждений
4
Из шансона, Владимир Семенович, Юрий Визбор, Розенбаум старое, и в этом духе...
 

yes1111

2 ранг
Регистрация
24 Дек 2020
Сообщения
203
Реакции
91
Репутация
7
Возраст
57
Страна
Украина
Имя
Олег
Это не "шансон", а авторская песня. Которую я тоже обожаю с детства.
Кстати, настоящий шансон - это Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Мирей Матье, Жак Брель, Жорж Брассенс, Ив Монтан...
Но я совсем не его имел в виду.
 

Статистика форума

Темы
2,352
Сообщения
163,731
Пользователи
1,906
Новый пользователь
ascend
Сверху Снизу