Гармонизатор

Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Идея честно спёрта у Самого ПэЖе 6С5Д гармонизатор. (Только бы не трансглюкировал.)
Мысли по поводу гармонизатора и лампового звучания в целом. Только мысли.
Человеческий слух, как известно, сильно нелинеен. Тов. Вахитов, стр. 155:
субъективные гармоники.png Описание субъективных.png
Рассмотрим три уровня громкости: 70, 80 и 90 дБ.
Уровни 2й-5й субъективных гармоник слуха, в процентах:
9 1,3 0,2 0,03 (?)
14 2,5 0,5 0,1
18 3,7 1 0,24
Итого, ухо само по себе - нелинейный (зависящий от уровня и не зависящий от частоты) гармонизатор. Причем уровни высших гармоник спадают в 2...3 раза быстрее, чем 1/(n*n), где n - номер гармоники. Очень высоких гармоник у слуха нет.
* * * * *
Слушаем живую музыку, мозг запоминает, как что звучит.
Теперь включаем музыку на самом качественном тракте, и с той же громкостью, как вживую. Верю!!!
А теперь убавляем громкость, привыкаем к уровню. Всё, пипец, не звучит. на самой-рассамой системе. Почему? Потому, что мозг недополучил субъективные гармоники.
Если мои соображения более-менее соответствуют действительности, то становится понятным целый ряд замеченных разными людьми эффектов.
1. Динамики с низкими искажениями иногда звучат тупо - их прослушивали на недостаточной громкости и/или на транзисторном УМ.
2. Советские ШП динамики звучат душевно - неширокий спектр гармоник дополнил недостающие субгармоники слуха при малой громкости.
3. Транзисторные УМ с минимальными искажениями звучат хуже всех - вообще не добавляют гармоник низкого порядка, а уровень - недостаточен (АС дохлые, например).
4. Нет искажений, неприятнее "ступеньки" или жесткого ограничения - у слуха нет гармоник очень высоких порядков, они неестественны. Как и модная синтезированная "музыка" с рыпением и, простите, пердежом.
5. Ламповые УМ звучат приятнее транзисторных - на громкости, меньше оригинала. они "гармонизируют" сигнал.
6. Пентодники звучат хуже триодников - их спектр искажений больше отличается от спектра искажений слуха. Триодники отличаются меньше.
7. Разные ламповики звучат по-разному при одинаковой АЧХ - у них разная максимальная неискажённая мощность и разный спектр искажений => разная "гармонизация".
8. "Мои АС раскрываются только после 10 Вт" - знакомо? - у человека транзисторный УМ, а музыка, которую он слушает, требует приличной громкости.
9. Все транзисторные УМ с ОООС звучат одинаково плохо...
И так далее, и тому подобное.
* * * * *
Что-то подсказывает, что в "гармонизации" и кроется вся привлекательность лампы. Или бОльшая её часть.
* * * * *
Что делать? Да идти в консерваторию )))
Получается, для натуральности живой музыки необходимо воссоздать исходный уровень живого звука при отсутствии искажений системы. Баста.
Допустим, это невозможно, и мы хотим гармонизировать сигнал для получения "тёплого" звучания при меньшей громкости. Требуется подогнать суммарный спектр гармоник под таковой для слуха при бОльшей громкости. Что применить для гармонизации? Один ответ есть: ламповый триод (второй - полевик?). Но прикол в том, что искажения лампы растут с увеличением уровня сигнала, а для гармонизатора - должно быть наоборот!!! В итоге натуральный звук имеет место в определённом диапазоне мощностей, скажем, 0,3...0,8 от номинальной мощности. Ниже гармоник всё равно мало, выше - их спектр грязнее, чем у слуха, и это начинает раздражать. Свои искажения добавляют динамики. На небольших уровнях их спектр искажений более-менее приличный, при бОльших смещениях третья гармоника всё убивает. В принципе, вполне реально получить натуральное звучание с триодом и чувствительной АС при мощности в пару Ватт! Для некоторых записей определённого жанра, при определённой громкости...
Лампа в качестве гармонизатора, таким образом, может улучшить звучание при значительно меньшей, чем оптимальная, громкости музыки. Но схема соединения с гармонизатором получается не последовательная, а... параллельная! При большой громкости сигнал не должен идти через гармонизатор, а при уменьшении громкости всё бОльшая доля сигнала должна пройти через гармонизатор, работающий с максимальным входным уровнем. Такой себе гормонкомпенсатор ))). Кстати, тонкомпенсация как средство выровнять АЧХ применима и для частичной компенсации недостачи субъективных гармоник, так как в результате увеличивает их уровень (правда, несущественно). Почему бы не объединить две функции? Берём тонкомпенсированный регулятор громкости, подбираем цепочки тонкомпенсации на отводах под свою, конкретную систему, а потом на эти же отводы... подмешиваем сигнал от лампы-гармонизатора! Только нужна не любая кривая, а особо подобранная лампа, с особым спектром искажений. И такой "гормонотонкомпенсатор" уже можно ставить в транзисторные УМ, с гарантированным "потеплением" звучания. Можно на отводы завести только сигнал с гармонизатора, или сделать отдельное отключение и того, и другого релюшкой и т. д.
* * * * *
Прикинем, что требуется от гармонизатора. Допустим, требуемый уровень громкости 90дБ, а мы хотим слушать на 80-ти. Он должен добавить 4% второй, 1,2% третьей, 0,5% четвёртой, 0,14% пятой гармоники. Ничего сверхъестественного. Вполне ламповый спектр. Да, надо учесть искажения от динамиков. При 80дБ они будут на полпорядка-порядок меньше. В итоге, при 80дБ громкости получаем то же "тёплое" звучание, которое ожидалось при 90 дБ. Диапазон натурального звучания расширен вниз в 10 раз по мощности? Стоит попробовать. При попытке послушать при громкости 70дБ с гармониками , как при 90дБ, потребуется добавить 9% второй, 2,4% третьей, 0,8% четвёртой, 0,2% пятой гармоники. Приблизительно в 2 раза больше, чем при 80дБ, и это можно использовать при построении схемы. Минус искажения динамиков, на 70дБ громкости они будут на порядок меньше.
Ну и кто первый, пацаки-четлане-ПЖ?
* * * * *
Иной подход к проблеме - применение в тракте DSP, реализующего заданную функцию гармонизации автоматически. Ему необходимо указать, какая громкость должна была бы соответствовать живому звучанию, и он, по реальному положению программного регулятора громкости, вычислит разницу и внесёт недостающую гармонизацию. И динамики учтёт. Только как-то бездушно и по-китайски получается. Японцы, кстати, сочинили подобную штуку на НЧ. Чтобы не мучать динамик частотами, которые мы напрямую не слышим (смотрите текст из книги Вахитова выше), они с помощью DSP обрезали НЧ ниже, кажется, 60 Гц, а обрезанный сигнал НЧ прогнали через гармонизатор, и на выход пропустили одни гармоники от того, что ниже 60 Гц. Эффект, говорят, потрясный: пукалка по всем приметам работает от 20 Гц. Только в грудь не давит. Вот так...
* * * * *
Обратно, если слушать в наушниках, то никакой гармонизатор не нужен, ибо сделать громкость равной исходнику - не есть проблема. Соответственно, теряется и вся прелесть лампы. Для наушников нужен слабенький УМ класса А с ОООС, с оптимальным для конкретных наушников выходным сопротивлением, всё.

Следствие из

Описание субъективных.png


При прослушивании динамиков вблизи на синусоидальном сигнале выше пару сотен Гц не стОит пугаться услышанных гармоник - это скорее напартачил слух, а не динамик! Отодвиньтесь в три раза дальше, а лучше - спросите у программы с микрофоном. Она покажет гармоники динамика, без гармоник слуха. )))
 
Последнее редактирование:
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
8,970
Реакции
3,950
Репутация
257
Мысли по поводу гармонизатора и лампового звучания в целом. Только мысли.
Человеческий слух, как известно, сильно нелинеен. Тов. Вахитов, стр. 155:
Посмотреть вложение 19857 Посмотреть вложение 19858
Рассмотрим три уровня громкости: 70, 80 и 90 дБ.
Уровни 2й-5й субъективных гармоник слуха, в процентах:
9 1,3 0,2 0,03 (?)
14 2,5 0,5 0,1
18 3,7 1 0,24
Итого, ухо само по себе - нелинейный (зависящий от уровня и не зависящий от частоты) гармонизатор. Причем уровни высших гармоник спадают в 2...3 раза быстрее, чем 1/(n*n), где n - номер гармоники. Очень высоких гармоник у слуха нет.
* * * * *
Слушаем живую музыку, мозг запоминает, как что звучит.
Теперь включаем музыку на самом качественном тракте, и с той же громкостью, как вживую. Верю!!!
А теперь убавляем громкость, привыкаем к уровню. Всё, пипец, не звучит. на самой-рассамой системе. Почему? Потому, что мозг недополучил субъективные гармоники.
Если мои соображения более-менее соответствуют действительности, то становится понятным целый ряд замеченных разными людьми эффектов.
1. Динамики с низкими искажениями иногда звучат тупо - их прослушивали на недостаточной громкости и/или на транзисторном УМ.
2. Советские ШП динамики звучат душевно - неширокий спектр гармоник дополнил недостающие субгармоники слуха при малой громкости.
3. Транзисторные УМ с минимальными искажениями звучат хуже всех - вообще не добавляют гармоник низкого порядка, а уровень - недостаточен (АС дохлые, например).
4. Нет искажений, неприятнее "ступеньки" или жесткого ограничения - у слуха нет гармоник очень высоких порядков, они неестественны. Как и модная синтезированная "музыка" с рыпением и, простите, пердежом.
5. Ламповые УМ звучат приятнее транзисторных - на громкости, меньше оригинала. они "гармонизируют" сигнал.
6. Пентодники звучат хуже триодников - их спектр искажений больше отличается от спектра искажений слуха. Триодники отличаются меньше.
7. Разные ламповики звучат по-разному при одинаковой АЧХ - у них разная максимальная неискажённая мощность и разный спектр искажений => разная "гармонизация".
8. "Мои АС раскрываются только после 10 Вт" - знакомо? - у человека транзисторный УМ, а музыка, которую он слушает, требует приличной громкости.
9. Все транзисторные УМ с ОООС звучат одинаково плохо...
И так далее, и тому подобное.
* * * * *
Что-то подсказывает, что в "гармонизации" и кроется вся привлекательность лампы. Или бОльшая её часть.
* * * * *
Что делать? Да идти в консерваторию )))
Получается, для натуральности живой музыки необходимо воссоздать исходный уровень живого звука при отсутствии искажений системы. Баста.
Допустим, это невозможно, и мы хотим гармонизировать сигнал для получения "тёплого" звучания при меньшей громкости. Требуется подогнать суммарный спектр гармоник под таковой для слуха при бОльшей громкости. Что применить для гармонизации? Один ответ есть: ламповый триод (второй - полевик?). Но прикол в том, что искажения лампы растут с увеличением уровня сигнала, а для гармонизатора - должно быть наоборот!!! В итоге натуральный звук имеет место в определённом диапазоне мощностей, скажем, 0,3...0,8 от номинальной мощности. Ниже гармоник всё равно мало, выше - их спектр грязнее, чем у слуха, и это начинает раздражать. Свои искажения добавляют динамики. На небольших уровнях их спектр искажений более-менее приличный, при бОльших смещениях третья гармоника всё убивает. В принципе, вполне реально получить натуральное звучание с триодом и чувствительной АС при мощности в пару Ватт! Для некоторых записей определённого жанра, при определённой громкости...
Лампа в качестве гармонизатора, таким образом, может улучшить звучание при значительно меньшей, чем оптимальная, громкости музыки. Но схема соединения с гармонизатором получается не последовательная, а... параллельная! При большой громкости сигнал не должен идти через гармонизатор, а при уменьшении громкости всё бОльшая доля сигнала должна пройти через гармонизатор, работающий с максимальным входным уровнем. Такой себе гормонкомпенсатор ))). Кстати, тонкомпенсация как средство выровнять АЧХ применима и для частичной компенсации недостачи субъективных гармоник, так как в результате увеличивает их уровень (правда, несущественно). Почему бы не объединить две функции? Берём тонкомпенсированный регулятор громкости, подбираем цепочки тонкомпенсации на отводах под свою, конкретную систему, а потом на эти же отводы... подмешиваем сигнал от лампы-гармонизатора! Только нужна не любая кривая, а особо подобранная лампа, с особым спектром искажений. И такой "гормонотонкомпенсатор" уже можно ставить в транзисторные УМ, с гарантированным "потеплением" звучания. Можно на отводы завести только сигнал с гармонизатора, или сделать отдельное отключение и того, и другого релюшкой и т. д.
* * * * *
Прикинем, что требуется от гармонизатора. Допустим, требуемый уровень громкости 90дБ, а мы хотим слушать на 80-ти. Он должен добавить 4% второй, 1,2% третьей, 0,5% четвёртой, 0,14% пятой гармоники. Ничего сверхъестественного. Да, надо учесть искажения от динамиков. При 80дБ они будут на полпорядка-порядок меньше. В итоге, при 80дБ громкости получаем то же "тёплое" звучание, которое ожидалось при 90 дБ. Диапазон натурального звучания расширен вниз в 10 раз по мощности? Стоит попробовать.
Ну и кто первый, пацаки-четлане-ПЖ?
* * * * *
Иной подход к проблеме - применение в тракте DSP, реализующего заданную функцию гармонизации автоматически. Ему необходимо указать, какая громкость должна была бы соответствовать живому звучанию, и он, по реальному положению программного регулятора громкости, вычислит разницу и внесёт недостающую гармонизацию. И динамики учтёт. Только как-то бездушно и по-китайски получается. Японцы, кстати, сочинили подобную штуку на НЧ. Чтобы не мучать динамик частотами, которые мы напрямую не слышим (смотрите текст из книги Вахитова выше), они с помощью DSP обрезали НЧ ниже, кажется, 60 Гц, а обрезанный сигнал НЧ прогнали через гармонизатор, и на выход пропустили одни гармоники от того, что ниже 60 Гц. Эффект, говорят, потрясный: пукалка по всем приметам работает от 20 Гц. Только в грудь не давит. Вот так...
фишка в том. что вы пока лишь рассуждаете о спектрах, процентах, лично не нырнув в процесс, но все быстро становится на место, когда реальный усилитель подключен к спектроанализатору, меняя режимы , видим влияние их на соотношение гармоник, равно как и смена ламп меняет картину, а прослушивание выявляет тонкости звучания . В итоге у нас остается достойно звучащее устройство, правильное со всех сторон. .
Добавлю, что в устройствах с общей оос вся гармонизация сводится если не к нулю, то к мизеру. Потому как спектр искажений сильно меняется в сторону нехорошего , с длинным крысиным хвостом далеко бегущих высших гармоник и с придавленными основными.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
фишка в том. что вы пока лишь рассуждаете о спектрах, процентах, лично не нырнув в процесс, но все быстро становится на место, когда реальный усилитель подключен к спектроанализатору, меняя режимы , видим влияние их на соотношение гармоник, равно как и смена ламп меняет картину, а прослушивание выявляет тонкости звучания . В итоге у нас остается достойно звучащее устройство, правильное со всех сторон.
Да, только рассуждаю. Но, поскольку уменьшение громкости "достойно звучащего устройства" быстро меняет картину в сторону уменьшения уровня гармоник, всё остаётся в силе.
Добавлю, что в устройствах с общей оос вся гармонизация сводится если не к нулю, то к мизеру. Потому как спектр искажений сильно меняется в сторону нехорошего , с длинным крысиным хвостом далеко бегущих высших гармоник и с придавленными основными.
Согласен. Прикол в том, что если лампой выдать уровень, близкий к живому, то перебор гармоник обеспечен, динамик тоже добавит. Значит, с лампой без ОООС надо слушать тише живого уровня. Либо - лампа без ОООС при определённом (ниже живого) уровне, либо - УМ с ОООС, неважно какой, но с уровнем, близким к живому (а АС и соседи - как?), или неважно что + пока неведомый "гармонизатор".
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
8,970
Реакции
3,950
Репутация
257
есть решение, сочетающее в себе мощный выходной каскад на чем угодно, транзисторах или лампах(лампе) , который приводится в движение вынесенным из цепи оос ламповым каскадом с заведомо красивым спектром и звуком. Пример- СРПП на 6Н9С , каскадик на 6С7Б, 6Н21Б . Итогом- мощный, красивый, очень ламповый звук в сочетании с высокой мощностью.
 

masterpg

Команда форума
1 ранг
Регистрация
3 Дек 2019
Сообщения
569
Реакции
273
Репутация
49
Возраст
55
Город
Ростов-на-Дону
Страна
RU
Имя
Павел
Идея честно спёрта у Самого ПэЖе 6С5Д гармонизатор. (Только бы не трансглюкировал.)
Пацаки совсем обнаглели !
Обратно, если слушать в наушниках, то никакой гармонизатор не нужен, ибо сделать громкость равной исходнику - не есть проблема. Соответственно, теряется и вся прелесть лампы. Для наушников нужен слабенький УМ класса А с ОООС, с оптимальным для наушников выходным сопротивлением, всё.
а вот хренушки ! на дешевых ушах да, но купите Байеры на 250 или лучше на 600 ом и запаритесь плеваться от убогих усилителей .
Вы думаете я от мании величия сделал себе ушник айкидо размером с 50Вт усилитель , весом в 14кг ?на лампах не далеко ушедших по потреблению и тепловыделению от 6с33с?
с тумблером отключающим оос ...., которая хорошим ушам просто мешает .
причем от ламп зависит не менее ...
6336 даже по ногам это 6н5с , но разница простым перетыком с сохранением параметров просто подмывает написать хвалебную статью про 6н5с(13с) и впарить их на этой волне тому кто 6336 никогда не слышал .
 

Alex TV

1 ранг
Регистрация
28 Мар 2021
Сообщения
1,592
Реакции
642
Репутация
82
Имя
Александр Т

Ky3ne4ik

1 ранг
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
673
Решения
1
Реакции
463
Репутация
60
Возраст
50
Город
Воронеж
Страна
Воронеж
Имя
Станислав
Напомнило анекдот про оркестр:
дирижер барабанщику-в этом месте надо сыграть по-мягче!
Играют. Дирижер опять недоволен ударником, просит его сыграть "еще нежнее".
Барабанщик шепчет соседу - я сейчас вообще не буду стучать в барабан.
Опять играет оркестр, дирижер останавливает его и обращается к ударнику-
во-о-от! Уже лучше! Но не могли бы вы ещё мягче ударить в барабан?!
-------------------------------------
Насчет самой идеи:
где то так же, но уже с искуственным добавлением реверберации.
Но, на ВЧ вообще не добавлять, на НЧ добавлять. Границу добавки подобрать по-вкусу. Размер задержки - так же.
К сожалению такого фильтра нет в Фубаре. А реверберационный либо классно на низах, с одновременной кашей на верхах/середине.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Вариант гармонизатора. На динамик подаём небольшое постоянное напряжение. Полярность подбирается опытным путём. Получаем асимметрию => увеличение уровня гармоник, в первую очередь, чётных. Величина напряжения связывается с положением регулятора громкости.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
8,970
Реакции
3,950
Репутация
257
Вариант гармонизатора. На динамик подаём небольшое постоянное напряжение. Полярность подбирается опытным путём. Получаем асимметрию => увеличение уровня гармоник, в первую очередь, чётных. Величина напряжения связывается с положением регулятора громкости.
Проще лампу сместить без дурных последствий.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Регистрация
13 Окт 2019
Сообщения
3,260
Решения
1
Реакции
783
Репутация
125
Возраст
64
Город
Свердловкая обл.
Страна
Россия
Гармонайзер (harmonizer) - это устроство, которое берёт вxодной сигнал и добавляет к нему дополнительные партии, "гармонии", это к гитаристам. Вам это ЗАЧЕМ?
А то можно коньяк + портвейн, водяра + пиво, пиво до упаду... Зато КЛАСС!
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Гармонайзер (harmonizer) - это устроство, которое берёт вxодной сигнал и добавляет к нему дополнительные партии, "гармонии", это к гитаристам. Вам это ЗАЧЕМ?
Я громко не имею возможности слушать. Вот и приходит всякий бред в голову...
А то можно коньяк + портвейн, водяра + пиво, пиво до упаду... Зато КЛАСС!
Ничего из приведённого в качестве гармонизатора не употребляю.
Я выкладываю содержимое кэша в надежде, что кто-то что-то полезное да скажет. Опыт - безценен.
 

Drakonian

1 ранг
Регистрация
5 Май 2021
Сообщения
1,023
Решения
1
Реакции
556
Репутация
93
Возраст
48
Город
Воронеж
Страна
СССР
Имя
Владимир
Я громко не имею возможности слушать. Вот и приходит всякий бред в голову...

Ничего из приведённого в качестве гармонизатора не употребляю.
Я выкладываю содержимое кэша в надежде, что кто-то что-то полезное да скажет. Опыт - безценен.
Нужен хороший усилитель,с приличным контролем за АС на небольшой громкости.У всё будет хорошо... И негромко и качественно,да думаю и сами знаете.
Вот на такой громкости слушаю сейчас СД,всё отлично и качественно звучит.Все частоты на месте.
 

Вложения

  • WhatsApp Image 2021-09-16 at 04.19.52.jpg
    WhatsApp Image 2021-09-16 at 04.19.52.jpg
    128.4 KB · Просмотры: 11
Последнее редактирование:

Ky3ne4ik

1 ранг
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
673
Решения
1
Реакции
463
Репутация
60
Возраст
50
Город
Воронеж
Страна
Воронеж
Имя
Станислав
Вариант гармонизатора. На динамик подаём небольшое постоянное напряжение. Полярность подбирается опытным путём. Получаем асимметрию => увеличение уровня гармоник, в первую очередь, чётных. Величина напряжения связывается с положением регулятора громкости.
Была пара 30гд301. У них, как и у всех остальных этой серии ГГ диффузор выставлен ассиметрично. Т.е. криво. Вперед ход есть, назад - практически нет. После выравнивания динамики хорошо так заиграли, прям как 4а32. Так что не факт, что будет вкуснее играть. Но, пока не попробуешь- не узнаешь.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
1,894
Реакции
1,007
Репутация
134
Возраст
46
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Набросок схемы для проверки идеи. С регулятором громкости с отводами и без них, с тонкомпенсацией и без.

IMG_20211007_120551.jpg
Смысл в том, чтобы запитать РГ сверху чистым сигналом, а снизу и по отводам - сигналом после гармонизатора (в фазе, естественно). Тогда с увеличением уровня громкости уровень гармоник будет снижаться. Тонкомпенсацию можно делать/не делать. Очевидный минус схемы - уменьшение диапазона регулировки снизу. Но его больше 45...50дБ и не надо.
 
Последнее редактирование:

Статистика форума

Темы
968
Сообщения
49,827
Пользователи
948
Новый пользователь
koloss
Сверху Снизу