Настройка фазовой согласованности полос по критерию максимального провала на АЧХ

Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
2,173
Реакции
1,254
Репутация
144
Возраст
47
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Уважаемые форумчане! Предлагаю создать банк идей. Правила простые: сбрасываем сюда реальные и нереальные, проверенные и непроверенные, умные и не очень идеи. Толково описываем их суть. Если кто-то имеет что сказать по конкретной идее (применение, бан, развитие, опровержение), то пусть тот человек создаёт новую тему в соответствующем разделе (АС, УМ, измерения, например). Здесь пусть будет токмо содержание.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
2,173
Реакции
1,254
Репутация
144
Возраст
47
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Первая идея.
Настройка фазовой согласованности полос по критерию максимального провала на АЧХ. Суть идеи: при работе двух полос при разнице фаз звукового давления на частоте раздела до 54° суммарный уровень падает меньше, чем на 1дБ, что не позволяет точно подстроить фильтр или выставить динамики по глубине. Провал же при приближении к разнице фаз в 180° - глубокий и острый: #60 . Установив тумблер, переключающий фазу одного из динамиков, добиться полной сфазированности по критерию максимально широкого/максимально глубокого провала при перебросе фазы на 180°, с одновременным контролем АЧХ при фазе 0°. Что позволяет добиться точности сведения по фазе примерно +/-20° на слух и +/-10 по микрофону. Идея старая, применял Троэлс:

2-way-speaker-SEAS-W15LY001-22TAFG-ldsound.ru-6.jpg
 
Последнее редактирование:
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
2,173
Реакции
1,254
Репутация
144
Возраст
47
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Идея - следствие #2 .
Способ определения разницы глубин между акустическими центрами.
Собирается макет в виде двух отдельных щитков с динамиками (для НЧ/СЧ - картонные ЗЯ). Микрофон располагается точно по оси и точно посредине между динамиками. Фильтры отсутствуют. На генераторе – желательная частота раздела. Низкоомным делителем (переменным резистором 10 Ом, с движка – на более чувствительный динамик) добиваемся одинакового уровня звука от поочерёдно работающих динамиков. Включаем динамики одновременно и в фазе. Находим минимальную (чтобы не промахнуться на длину волны) глубину ВЧ относительно СЧ, при которой получаем максимально глубокий провал на АЧХ, и измеряем расстояние между фланцами динамиков. Если планируется получить разницу фазовых сдвигов при помощи фильтров в 180° (раздел по уровню -6дБ, комбинация второй+второй или первый+третий), то полученное расстояние и есть искомое, и его применяем при изготовлении передней панели. Для очистки совести, проверяем наличие сильного провала на частотах +/-5%...10% от частоты раздела. Если же планируется комбинация первый+первый или третий+третий, переворачиваем фазу одного из динамиков и делаем то же самое.. Сработает, например, при настройке 25АС-132, на обеих частотах раздела.
Разница глубин, естественно, зависит от частоты раздела.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
2,173
Реакции
1,254
Репутация
144
Возраст
47
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Квадрафоническая система передачи звука с образованием вертикальной стереобазы.
Обычная стереофоническая система дополняется двумя каналами, излучающими сч/вч и размещёнными НАД основными (под потолком). В полном варианте запись проводится на 4 канала. Микрофоны верхних каналов смотрят под 30°...45° вверх, если живая запись. Если синтез - пиши, что хочешь. Цель - получить панораму влево-вправо и вверх-вниз. В наушниках должно быть 4 излучателя, пары разнесены по высоте. В варианте псевдо сигнал верхних каналов выделяется из основных Л/П каналов и обрабатывается (АЧХ, задержка). Система полностью совместима со стереофонией. Уважаемый OLD может попробовать полный вариант в своей студии.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
2,173
Реакции
1,254
Репутация
144
Возраст
47
Город
Каменец-Подольский
Страна
Украина
Имя
Николай
Идея - следствие #2 .
Способ определения разницы глубин между акустическими центрами.
Собирается макет в виде двух отдельных щитков с динамиками (для НЧ/СЧ - картонные ЗЯ). Микрофон располагается точно по оси и точно посредине между динамиками. Фильтры отсутствуют. На генераторе – желательная частота раздела. Низкоомным делителем (переменным резистором 10 Ом, с движка – на более чувствительный динамик) добиваемся одинакового уровня звука от поочерёдно работающих динамиков. Включаем динамики одновременно и в фазе. Находим минимальную (чтобы не промахнуться на длину волны) глубину ВЧ относительно СЧ, при которой получаем максимально глубокий провал на АЧХ, и измеряем расстояние между фланцами динамиков. Если планируется получить разницу фазовых сдвигов при помощи фильтров в 180° (раздел по уровню -6дБ, комбинация второй+второй или первый+третий), то полученное расстояние и есть искомое, и его применяем при изготовлении передней панели. Для очистки совести, проверяем наличие сильного провала на частотах +/-5%...10% от частоты раздела. Если же планируется комбинация первый+первый или третий+третий, переворачиваем фазу одного из динамиков и повторяем процедуру, отодвигая ВЧ вглубь. Сработает при настройке 25АС-132, на обеих частотах раздела.
Разница глубин, естественно, зависит от частоты раздела.
Оказывается, Жбанов составил таблицу для некоторых советских динамиков : http://archive.radio.ru/web/1989/10/059/
 

АШ

1 ранг
Регистрация
15 Фев 2020
Сообщения
1,041
Решения
1
Реакции
489
Репутация
68

Статистика форума

Темы
1,101
Сообщения
59,012
Пользователи
1,066
Новый пользователь
Александр М
Сверху Снизу