Постройка басовой секции

Да, именно так, проверенный и несложный вариант.
Подскажите, есть ли смысл предусматривать два "электронных дросселя" - на каждый канал свой, или в данном случае вполне нормально обойтись одним "электронным дросселем" на оба канала, для питания 6С4С?
Планирую платку разводить под детальки.
Дядя Пётр, мои 2а3 питаются от 6ц5с , по одной на канал, банка 220мк 450в. потом резистор 300Ом 0,5вт, потом банка 220МК 450В, всё. Драйвер- там с анодного питания вых каскада через свой резюк сходятся питания соседних каналов на банку 470мк 450в, Эпкос. Тоже всё. И как-то нет фона. И полевиков тоже нет.
 

Пётр

150
1 ранг
Я сегодня снова сравнивал макет и действующую систему. Не слышу явных преимуществ макета. Попса - чуть лучше звучит с макетом, классика - чуть лучше просто с ламповым усилителем и пассивными фильтрами в АС. Но тут есть как бы момент - в ламповом УНЧ я старался применить лучшие из имеющихся у меня деталей (в том числе там стоит регулятор Альпс и конденсатор М-Литик в питании). А в макете - у меня первое что попалось под руку.
В общем - замерил АЧХ басовика в ближнем поле при работе системы действующей (зелёная линия) и при работе от макета (синяя линия).
1.png
Видно, что с макетом, с коррекцией, полка басовика опустилась чуть ли ни на 30 Гц вниз (по сравнению с действующей системой). Но сегодняшнее открытие для меня - заключается в том, что я вынужден сам себе признать, что восприятие музыки за счёт расширения диапазона вниз - у меня особо не вызвало положительных эмоций. Несмотря на то, что ранее при мыслях о том, что я сделаю отдельный канал для басовика с коррекцией - я был уверен, что меня ждёт эмоциональный восторг, от того, как хорошо заиграет бас. Но этого пока что не произошло. Пинк Флойд также заворожительно звучит и на действующей системе, без биампинга...

Мне лишь остаётся надеяться, что я что-то неправильно сделал в макете. И вот когда я найду и устраню эту неисправность - вот тогда и наступит эйфория. Но эта надежда угасает постепенно :)
 
Пётр, ну и правильно, долой биамп, оставьте ЛМ-ку, сделайте кому надо мощу.
Пинк Флойд, 6с4с с Бруски, силище! ТВЗ под 6с4с, конечно, надо со временем намотать...
 
Дядя Пётр, в своё время Сергей Z тоже озадачился добыть в своей каморке желанные 30 герц. Добыл. После чего озадачился гораздо больше. Результат оказался крайне нехороший.
И в данный момент ты как бы идешь по его пути, стараясь в небольшой комнате добиться протяженной вниз ачх , в то время, как сама идея может оказаться провальной против прежнего неплохого результата.
 
Последнее редактирование:

Пётр

150
1 ранг
Взгляните пожалуйста. Начертил электрическую схему макета с АС. Блок питания не изображал.
1.png
Выскажитесь, пожалуйста - есть ли в данной схеме важные моменты, которые могут негативно повлиять на звучание? Смысл такой - что ещё я могу изменить в схеме, чтобы ещё раз попробовать, послушать? Если же кардинально уже вряд ли что-то можно изменить, и другого я от этой затеи не услышу - то мне важно это уяснить.
 
На первое время, отлично, слушать можно.
1. Я бы, всё таки, перевел ЛМ в инвертирующее включение, БЕЗ конденсатора в ОС, что НЕ заметили. Сейчас ничего уже нету, ЛМ, даже китайских... но я прекрасно помню разницу.
2. Вперёд, к одной 6с4с с Бруски.
 

Пётр

150
1 ранг
Ясно.
Тогда, для себя я закрываю дальнейшее движение в сторону отдельного усилителя с коррекцией для басовика.
Для себя делаю такой вывод: хоть и удалось расширить диапазон вниз за счёт биампинга с коррекцией баса - но это не улучшило восприятие музыки для меня. В связи с тем, что мне не удалось получить кардинально лучший звук с биампингом - принимаю решение, на данный момент, склониться к варианту предыдущему - один ламповый усилитель на всю полосу, т.к. из ранее опробованного - это лучший вариант для меня на данный момент.

Немного жаль потраченного - время, силы, деньги. Но, - лучше сделать и потом пожалеть, чем - не сделать и пожалеть.
 
Последнее время устал жалеть, считаю, ну пролетел, бывает, в след. раз буду умнее.
Похоже, у нас для прослушки похожие комнаты... Раньше хотел чего-то необычного, 30 кв. метров, да я заделаю. Со временем, а чё мне надо, всё есть.
 
Некое дежавю. Уже видел. До прездки моей прошлым летом в Сочи к Петру , с задачей помочь вырулить трехполоску под его набор динамиков, Пётр тоже около года доводил свою систему, измерял ачх колонки в разных вариантах . Потом я приехал, расхерачил Петины фильтры и схерачил свои, наспех, потому как электричка уже под парами на вокзале, а у нас микрофоны некормлены-непоены.
И уехал как бы с хорошим ощущением, что зазвучало. Оказывается, нет. Можно и лучше.
А сейчас вижу, что как бы .....и не лучше. И что мне , снова готовиться в поездку? свои понятия о слухе навязывать другому? Или тема эта настолько мутная и непонятная, что только мне что-то в ней ясно, а остальные как дети, шаг в сторону - тьма и волки ?
 

Пётр

150
1 ранг
Александру - в любом случае, большое спасибо за безвозмездную помощь - и советами, и делами, и деталями.
Насчёт того, что "можно лучше" - я уверен, что можно. Вопрос в том, чтобы выбрать правильное направление, которое окажется по силам воплотить.
Был у меня SE усилитель на 6SN7+6V6. Собрал его мало чего понимая, на Вегалабе мне практически в режиме онлайн подсказывали, что куда паять. Захотелось лучше. Довольно долго обсуждал, выбирал - в итоге собрал PP на 6Н6П+6П14П (уже немножко разбираясь в схеме). Опять захотелось лучше. И тут уже пришлось попотеть - несколько выходных ламп (6С33С, 6П45С, 6С41С), куча вариантов драйверов, уйма времени - никак не получалось лучше. Наконец, по подсказкам Александра - попробовал SE на 6С4С. Только так получил вариант лучше чем действовавший на тот момент пушпулл с 6П14П.
И вот теперь - опять захотелось лучше. Лучше, чем SE на 6С4С. Надумал как вариант биампинг. Попробовал. Лучше - не получилось. Теперь снова ломаю голову - что может быть лучше... Зарождается мысль в голове, что PP на 6С4С может быть лучше. Но стоит ли в это окунаться - не уверен. Квартет подобранных 6С4С стоит приличных денег, это да... но знать бы наперёд результат... Александр мне дарил 5 шт. 6С4С. Одну из них мой товарищ, по неловкости, разбил (очень жаль). Но из оставшихся 4-ёх, возможно, можно выбрать пару более-менее похожих и смастерить макет одного канала. Послушать. А там - и думать дальше.
Но, возможно, есть и другие направления в которых следовало бы двигаться в поисках нужного звука. А в звуке - хочется некой бОльшей подвижности, что ли... более артикулированного (подчёркнутого) баса... и при этом не потерять утончённость середины.
Мне сейчас нужно определиться с направлением...
 
  • Like
Реакции: LDS
Пётр, ты сам все рассказал: строить новый усилитель не из чего. К тому же, учитывая прежний опыт, можно ожидать провала.
 
Как хорошо, что не стали развивать дальше 6С33С и 6С41С!!! Одно время даже бум на эти лампы был, кто мощнюче заделает, наверное, и сейчас есть. Это ведь надо, 40 с гаком Вт за только за один накал 33 платить... а полУчите, но-но...
 
От одиночной 6с4с с несильно чуткими колонками обычно не хватает мощности. Выходы есть. Параллельный однотакт на паре 6с4с, пушпулл на них либо однотакт на 300в.
 

Пётр

150
1 ранг
Просто подвернулась на работе шабашка, хочу на улучшение (изменение) системы потратить. На квартет 6С4С хватило бы. Но если не советуете окунаться в пушпулл на 6С4С - то на что другое посоветуете потратить, в плане деталей? Вариант биампинга - отвалился, как понимаю, для меня... А мощности - вполне достаточно и 3 Вт, существующих. Мне бы - вот что бы бас «позабористее» стал, что ли...
 
Саша, за что... ! параллельный однотакт на паре 6с4с.
Пушпулл на 6с4с, драйвер 6с2с-ФИ диф. каскад 6н12с, Дмитрий Симонов подарил набор трансформаторов под него. Мощность мах 8 Вт, частотка по -1дБ 10Гц - 20кГц при Рвых=7 Вт.
Собран в корпусе ЭПУ "Аккорд-стерео", небольшой...
 
пушпулл на прямонакалах это да, мощность, компактность, простота выходного каскада.
Но и звук там будет иной. Привыкнув к однотакту, придется заново переучивать ухи под новый звук.
 
Я все понимаю. Как и то, что пушпулл на 4 выходных триодах попросит запаса ламп. И вывалится этот комплект в энную сумму.
А когда пишешь, что 6П41С в триоде на слух неотличим от 6с4с, в ответ такое летит.....Это как бы - вместо спасибо за всё.
 

LDS

500
Модератор
1 ранг
Пётр, ловите схему, на почте...
Саша, РР-шник на 6с4с почти как СЕ на 6с4с.
Не хочу придираться и тем более обидеть, но почему бы схему сюда не добавить? :)
Через пару лет не поймете о чем писали здесь. Плохо будет тем, кто захочет повторить.
 
Пётр, конечно можно скинуть, просто у меня ничего не работает...
У меня 5 пар 6с4с, покупал еще по от 500руб до 1000руб за пару, и все до сих пор работают.
А 6п41с вообще нет, и не было...
 

Пётр

150
1 ранг
Пётр, конечно можно скинуть, просто у меня ничего не работает...
Я так понял, что Юрий не против, чтобы я разместил схему здесь:
1.jpg
мне лично, схема понравилась. Я бы и начинал делать макет примерно так. Потому как когда ранее собирал PP - больше всех понравился подобный фазоинвертор, так называемый "с длинным хвостом".
 

Пётр

150
1 ранг
Модератору:
я вижу, что тема общения уходит от заглавия топика. Но не уверен, что Вы одобрите создание новой ветки мною. Моя практика общения чуть ранее на форуме Дмитрия Горнова ( http://ulfdiysound.ucoz.ru/ ) - привела к тому, что модератор там в итоге объединил все темы созданные мною и назвал в итоге большую объединённую тему "Эксперименты Петра". Меня это вполне устроило. Лишь бы была возможность общения, без ущерба для форума.
Я заметил, что Вы уже немножко подкорректировали название топика. Полностью "за".
Хочу продолжить общение по интересующим меня вопросам здесь (без создания нового топика), а насколько это уместно в этом разделе и под этим названием топика - решите, пожалуйста, на своё усмотрение. Совершенно не против, если Вы переместите или переименуете ветку. Одного прошу - не удаляйте, пожалуйста (был печальный опыт на Вегалабе...) мне очень удобно пользоваться подобными ветками в дальнейшем.
 
  • Like
Реакции: LDS

Пётр

150
1 ранг
Сегодня решил ещё один эксперимент провести. К одной и той же колонке подключал поочерёдно усилитель на ЛМ-ке из Китая и ламповый однотакт на 6С4С. Мысль такая была в голове: "а вдруг, всё это лишь надуманная самому себе идея, будто ламповик лучше. Вдруг это лишь навязывание извне..." Но сравнение всё же показало - с ламповым усилителем певцы передают настрой более впечатлительно, более натурально, больше чувств. А с другой стороны - уже в который раз посетила и такая мысль: при столь незначительном превосходстве в звучании (ламповика по сравнению с ЛМ-кой) - насколько сложнее и дороже собрать лампач. То есть я хочу сказать о том, что чем глубже "зарываешься" в это дело - тем сложнее получить результат лучше предыдущего, при этом подобные улучшения даются всё дороже по цене. Сравнить только - набор деталей из Китая за 1500 руб и лампач, где одна выходная лампа столько стоит (ещё поискать надо...). Хотя, может ЛМ-ка лишь китайская подделка... но я осциллографом по мощности и звуковой карточкой по АЧХ - явных артефактов не выявил.
 
СПАСИБО!
Позже, 1-ая лампа стала 6с1п, Rа=20к и Rк=430.
Года полтора, все изменил, 1-ая 6с2с, ФИ на 6н12с, режимы отличаются, и звучание... А схема до сих не нарисована, для меня в порядке вещей...
 

Пётр

150
1 ранг
Если сейчас не пускаться в постройку макета двухтактника на 6С4С, то подскажите мне, как лучше модернизировать свой действующий однотакт на 6С4С, в попытке изменить его звучание в нужном мне направлении.
Расскажу про действующий усилитель. Кому будет не лень - взглянут, поймут. Может, подскажут чего...
Схема усилителя примерно такая:
1.png
я говорю "пимерно" - потому что со временем там добавились незначительные мелочи - индуктивность в фильтре питания выходных ламп (в борьбе с фоном) и др. Но основная схема именно такая. Кстати, здесь - анодный трансформатор ТА-255, который ранее работал в одном из усилителей Юрия Робертовича, как я понял.
Что касается выходных трансформаторов. Были они там "самомото" на железе от ТС-180. Имели АЧХ с сильным завалом по верху, а затем ещё и по первичной обмотке произошёл обрыв. Вот фото тех выходников:
1 2.jpg
После того, как те выходники пришли в негодность, я в спешном порядке установил другие выходные трансформаторы. Тоже "самомото", на железе от ОСМ-0,25. Но т.к. они уже не поместились в старый корпус, пришлось их прикрутить сверху. Выглядит это теперь вот так:
2 2.jpg
эти выходники я мотал давно, ещё для самого первого усилителя. Там ок. 3000 витков проводом 0,3 мм и ок. 120 витков проводом 1,3 мм. То есть - приведённое сопротивление ок. 5 кОм на нагрузку 8 Ом. Замерил АЧХ этих выходников в усилителе (в сравнении с АЧХ самой звуковой карты):
2.png
мне кажется, что завалом на 1,5 дБ выше 5 кГц - можно пренебречь.

А теперь - по поводу того, что и как лучше менять. Знаю, что самое главное - выходные трансформаторы. Тут главный вопрос - надо ли их заменить? Сейчас есть возможность купить пару от "Аудиоинструмента" - но есть ли смысл... То что мои "самомото" на ОСМ-0,25 не помещаются в корпус - не проблема - уплотню детали, что-то перемещу в "подвал" и поместятся выходники внутрь. Но, может есть какие-то другие, невидимые для меня причины, по которым следовало бы в первую очередь заменить выходные трансформаторы?
Что ещё я вижу по схеме. Фиксированное напряжение смещения выходных ламп. Здесь уже говорилось о том, что это ненадёжно, бывали случаи саморазогрева ламп даже с малым номиналом сеточного резистора. Ещё момент, связанный с "фиксой" - у меня нет отдельной обмотки для отрицательного напряжения смещения. Кое-как выкрутился с подсказки Александра хитрым способом. Может этот момент тоже может отрицательно повлиять на звук? Вопрос связанный с "фиксой" - могу решить переходом на автоматическое смещение.
Далее - напряжение анодного питания. Как бы - не особо высокое. Если переходить на автоматическое смещение, да ещё и на драйвер "по Бруске" - то надо сделать напряжения повыше - ок. 350 В для 6С4С и ок. 500 В для 6Н8С. Это тоже могу осуществить - хотя бы с помощью имеющегося ТАН-125.

Главный вопрос - насколько всё это может повлиять на звучание в лучшую сторону? Может, ещё что-то посоветуете - например, заменить какие-либо детали на более качественные...
 
  • Like
Реакции: LDS
500-600В питание драйвера прочищает звук выходного каскада почище возни с фиксой , это само собой.
Сверхнизкое выходное тебе незачем, скорее наоборот, значит, Ктр выходника невелик, 20 -25 максимум. зато мощность под 4-5 ватт. Питание 350-360, 50 выпадет в катоде, 300 на лампе. Самое то.
Автосмещение сохранит лампу от всяких аварий, кто бы что тебе ни внушал про фиксу, даже меня не слушай.
Проделал круг, вернулся мудрым, можешь слушать музыку и посылать советчиков по известным адресам.
 
с автосмещением миллиамперметр в катоде я вообще не знаю, зачем нужен. захочешь узнать, сдохла лампа или нет, ткни тестером в контрольную точку , катод отностительно земли и узнаешь.
Выходники сверху усилителя- и что? Главное звук, остальное до одного места. Главное, чтобы сам не попал на анодный вывод лапой. Как меня один раз друзья угостили, дроссель сверху, ничем не закрыт, и я туда рукой. Жаль, не дернулся и не разбил их намоленную цапу оземь, в назидание на будущее, что нельзя такое хамство делать.
 

Последние сообщения

Статистика форума

Темы
251
Сообщения
3,284
Пользователи
191
Новый пользователь
Alexshejh

Найти пользователя

Сверху