Все фильтра вернул в исходное состояние. Потом стал в одном канале потихоньку увеличивать номинал резистора последовательно с ВЧ. И сравнивал с другим каналом (где исходный номинал этого резистора оставался). В общем, на слух - когда в изменяемом канале ушли неестественные окончания "Ц" и "С" в голосе - прекратил увеличивать номинал резистора. Стараясь внести в фильтр минимальные изменения. В итоге - номинал резистора увеличился с 3 до 4,5 Ом. И мои уши слышат - что этот канал стал звучать лучше, чем тот, где 3 ома оставались.
На этом и порешил - увеличил номинал резистора в цепи ВЧ с 3 до 4,5 Ом в обоих каналах. И звуку - рад.
То есть, сейчас схема
#1,891 , только резистор по ВЧ 4,5 Ома, с АЧХ типа
#1,909 , только ВЧ на 1,5дБ тише.
Расположение динамиков по-прежнему такое
#1,914 ?
Я понимаю, что звучит хорошо, но. Система получилась сильно разнесённой по вертикали и по горизонтали одновременно. Я так думаю, для Человека С Микрофоном по-прежнему есть поле для битвы.
АЧХи
сняты в разных точках (разное поведение на НЧ), сравнивать их напрямую некорректно. Но что есть общее и настораживающее.
В варианте полярности 2019 года (первый график) СЧ и ВЧ работают вместе с 1,8 до 4,5 кГц, и на этом участке суммарная АЧХ практически совпадает с АЧХ ВЧ динамика. Такое может быть при разнице фаз около 120°, ближе к
несогласованному включению, чем к согласованному. Выше 5 кГц СЧ динамик мешает. Вторая АЧХ в этом плане намного здоровее с виду. Конечно, смущает номинал 15 Ом в ВЧ звене, с которым она снята (?), ибо уровень самых ВЧ по сравнению с первым не очень изменился. Во всяком случае, судя по второй АЧХ, от 1,8 до 6 кГц СЧ и ВЧ пашут явно в фазе, а выше 6 кГц СЧ не мешает. Подобная ситуация и со стыком НЧ/СЧ. Суммарная АЧХ повторяет АЧХ НЧ динамика до 1...1,3 кГц, словно СЧ не работает с 300 Гц.
К чему я клоню. Если на родном кресле звук сложился - отлично. Но, если он сложился в результате работы со стыками, на которых суммарная АЧХ вместо "заветных" +6дБ имеет, скажем, 0дБ, как на первой АЧХ, то следует иметь в виду, что на оба динамика на стыке и вокруг приходит в
2 раза большее напряжение, чем потребовалось бы в случае идеальной по фазе стыковки и наличия этих +6дБ. Что сие значит? Во-первых, получаем бОльшие искажения всех видов. Во-вторых, под каким-то углом волны таки сложатся в правильной фазе и дадут +6дБ, а, поскольку это направление -
не на слушателя, то лишняя мощность создаст бОльшие по уровню отражения в комнате.
Кстати, ВЧ излучатель был развёрнут на
слушателя микрофон одинаково в обеих случаях? А СЧ динамик - вообще не развёрнут?
Исходя из ^ сказанного, предлагаю Петру, как ЧСМ, провести такую работу.
1.
С одним каналом. Снимаете АЧХ на родном кресле, всё как есть. Интересует только нижний стык, кривые НЧ/СЧ/общая .
2. Снимаете СЧ/ВЧ блок со стенки и играетесь с ним в направлении
уменьшения расстояния до микрофона/слушателя, временно фиксируя положения. 45° на 1кГц=9 см. Скажем, через каждые 9 см приближения снимаете кривые НЧ/СЧ/общая.
3. Если ситуация при приближении начнёт ухудшаться - переворачиваете фазу СЧ/ВЧ блоку и находите направление, в котором уровень на стыке растёт.
4. Фиксируете положение, в котором прибавка на суммарной АЧХ в области 400...1500 Гц максимальна. Проверяете по принципу
#2 . Увеличиваете резистор 5,1 на пару Ом, так как уровень СЧ должен вырасти. Сравниваете со старым каналом на шуме и музыке, с позиции марсианина, первый раз услышавшего вариант 2019 года.
5. Независимо от п.2...п.4, но лучше - после них. Снимаете АЧХ только верхнего стыка, кривые СЧ/ВЧ/общая.
6. Поворачиваете СЧ/ВЧ блок ступеньками вниз. Меняется не только угол, но и расстояние между акустическими центрами СЧ и ВЧ головок. На частоте стыка 2,2кГц 45°=4 см. Дальше - как в случае с нижним стыком...
Скорее всего, потребуется коррекция ширины СЧ полосы, возможно, и ВЧ. Мне кажется, результат должен быть лучше, чем по положении блока, выбранном исходя из соображений красоты и удобства.
Получится что-то типа Гранд Утопии )))