LIMP software - измерение импеданса/фазы

Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
5,048
Реакции
3,515
Репутация
155
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
Да, два раза. У 15гд такого участка нет, всё, что ниже 2,3 кГц - от диффузора, выше - от колпака. Колпак, кажется, вылечил. Напрягает пик 2,2 кГц посредине полосы. Почему долбусь? Во-первых, кандидат на СЧ-ВЧ сателлиты. Во-вторых, интересно и есть прогресс. В-третьих, их ещё тысячи работают, и они дешёвые.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,258
Реакции
9,626
Репутация
382
Если измерять по точкам, то это каторжный труд. Если заставить подавать сигнал и делать вычисления компьютер, всё просто и быстро. Несколько секунд на измерение и результат в виде графика и файла.
АЧХ измерять на порядок сложнее - мало того что нужен микрофон с усилителем, надо еще всё выставить и в отличие от стабильного импеданса, АЧХ очень зависит от всего вокруг (расстояния до микрофона, его поворота, удаления от пола, стен и т. п.).
Посмотрел. У китайцев даже продаются шнуры с разъемами 3,5 мм для замены шнуров наушников, правда обычно 120 см, но и этого должно хватить.
Если по минимуму, то два таких шнура и один резистор, два проводка с крокодилами для подключения динамиков и деталей. Программа.
И это всё! (На первом этапе). С микрофоном малость посложнее, но не так страшно, как пугает Бокарёв - "10 лет надо изучать".
Я не пугаю, это мне видимо не повезло с разумом, а вы молодые и шустрые, у вас быстрее получится.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Во-первых, кандидат на СЧ-ВЧ сателлиты.
Во-вторых, интересно и есть прогресс.
В-третьих, их ещё тысячи работают, и они дешёвые.
Чисто моё мнение:
1 Для СЧ-ВЧ плохой выбор - инерционные, неподходящий диффузор, малая чувствительность, узкий частотный диапазон. ВЧ им никак, хоть тресни.
2 Интерес понимаю - были рекомендации по вырезанию секторов в центр. шайбе, чтобы превратить их в 10ГД-34.
3 Сейчас можно недорого купить что-то более подходящее с более легким и тонким диффузором, работающее в диапазоне СЧ-ВЧ и гораздо ровнее. чем эти чисто ВЧ.
Если бы уже был бы мешок и покупать было бы не надо.
Если совсем дешево, то их можно использовать, как доноры магнитов, можно попробовать пошаманить с диффузором (заменить от подобного, утончить с помощью шкурки и т. п.).
Не знаю что именно нужно - сателлиты это не конкретно, те же 2ГД-38, 2ГД-40 должны стоить копейки, но они прилично звучат при умеренной громкости, достаточная чувствительность. Гофр им желательно пропитать, но боюсь, что герлен сегодня уже не найти, а тот же полиизобутилен из клея для крыс заметно другой - у него слишком высокая текучесть и липкость (вся пыль и мусор липнут и потом их не отодрать).
На мой взгляд невозможно довести по качеству 15ГД-11 хотя бы до уровня 2ГД-38, про 3ГД-32 я и не заикаюсь - это тоже СЧ динамик, но 6...7 кГц у него честные, без шаманства, а звук ОЧЕНЬ красивый.
15ГД-11 делались для мощщи в трехполосках и динамик крайне неудачный. АЧХ кое-как у него можно добиться, а красивого звука - нет.
Испытание простое и (я не одинок) Бокарёв не раз об этом писал :
возьмите две картонки разумного размера, врежьте туда динамики и послушайте. Если звук хороший и хочется слушать и погромче, то есть смысл работать с ними дальше. А если звук, тухлый и раздражающий, то...
Вот я, например, недавно пытался себя заставить полюбить 3ГД-38 и вроде самовнушение начинало работать. Но выключил, включил нормальные колонки и "как будто из ушей вату вынули".
Нет, может если им пищалки добавить, до можно добиться - ведь ламповики их уважают, но мне почему-то не хочется этим заниматься.
А ведь АЧХ в ОЯ очень приличная, но не лежит у меня к ним душа.
39 3gd38.png

Вот вам пример замены 15ГД-11 - ровная АЧХ 0,2...8 кГц.

вы молодые и шустрые, у вас быстрее получится.
Молодые обязаны быть шустрыми и не бояться трудностей.
Здесь, как в шахматах - не всем быть гроссмейстерами, как Бока,
а чтобы стать второразрядником (и не конкурентом мастерам и гроссмейстерам) можно за месяц-другой нахвататься верхушек и получать от игры удовольствие.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,258
Реакции
9,626
Репутация
382
Почему не источаю восторги по поводу новой крутой программы- видимо потому, что есть возможность получить то, что надо через то. что есть под рукой. А значит, дрыгаться в сторону волшебной проги нет особого смысла. Хотя к этой программе я- со всей уважухой.
А с другой стороны, мне и надо- то , всего ничего. И так все есть.
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
KSV , в раннем посте на Figure 2 какие номиналы делителей?
Ус рекомендуется на12В 0.5А, можно ли более мощный, допустим наа TDA7265. Просто у меня такой лежит без дела, а работает от 6В до 20В.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Figure 2 какие номиналы делителей?
Ус рекомендуется на12В 0.5А, можно ли более мощный, допустим на TDA7265.
Эх, Юрий! Вы не знаете с кем связались.... Вы мне одно слово, а я в ответ - 200. Итак. коротенько (устал после работы) моя концепция (я так вижу).
1 Для испытания с микрофоном на динамик надо подавать напряжение при котором снимаются параметры - 1 Вт, это 2 В или 2,8 В. Можно и милливатты, но при этом растут шумы, помехи, ошибки.
При питании 12 В действующее напряжение на выходе УНЧ на TDA2003 не более 4 В. (Можно достигнуть 1 Вт и при питании 9 В). Потребление тока при этом 0,1...0,2 А и такой (любой) блок питания - не проблема. Можно даже импульсный, но нежелательно, обычно они шумят, хоть это почти не влияет на процесс измерений.
2 Думаю, напряжение 4 В попав на вход звуковой карты, даже без делителя, не сожжет вход. Другое дело - мощный усилитель с высоким напряжением на выходе. 20 В на вх. зв. карты я не рискну подавать.
Кроме того, лучше однополярное питание 12 В, а не двуполярное т. к. исключена подача на динамик и звуковую карту постоянного напряжения из-за конденсатора на выходе УНЧ. Поэтому у меня усилитель на К174УН14 с крохотным радиатором.
Большинство звуковых карт имеет максимальное выходное напряжение 1 В и макс. на линейном входе тоже 1 В. Подавать больше - не надо. Поэтому если у меня максимальное входное напряжение от УНЧ 4 В, то нужен делитель минимум 4:1.
У Вас - посчитайте по напряжению питания.
Не вспомню из каких соображений, но вместо делителя я поставил на вход линейного входе просто резистор вместо делителя. Напомню, что на входе линейного входа всегда стоит конденсатор ("закрытый вход") отсекающий постоянное напряжение. Я измерил входное сопротивление линейного входа, у меня оно составило 6...7 кОм (точно не помню). Значит номинал резистора на входе минимум 20...30 кОм (я вроде поставил 51 кОм, хоть на моей схеме 100 кОм).
У автора программы нет конкретных номиналов, а свои номиналы я объяснил?
3 У автора стоят на входе еще защитные стабилитроны. Но они нужны когда на входе может оказаться от внешнего УНЧ переменное напряжение десятки вольт, а от моего УНЧ на К174УН14 обычное рабочее напряжение 1...2 В. Какие тут стабилитроны?
4 Допускаю, что для самбухерных тупых динамиков мощностью 500 Вт и более, нужно напряжение 10...20 В и внешний усилитель, и зашита на стабилитронах, но данный вариант меня не интересует (на плате есть место и под делитель и под стабилитроны), а добавить зажимы под внешний мощный УНЧ нетрудно.
5 Для ARTA и микрофона УНЧ обязателен (измерять микрофоном что-то на расстоянии метра при подаче на динамик нескольких милливатт - самоистязание (придется считаться с внешними шумами и всякими помехами). Подавать 1 Вт при черновых измерениях даже много, обычно десятки-сотни мВт.
Для LIMP УНЧ не особо нужен, но для НЧ динамиков ИМХО всё-таки желателен.
6 Если интересно, могу выложить "мои" схемы скопированные из интернета. Мне это проще, чем искать первоисточники. Повторяю, усилители почти любые, требования к ним минимальны. Но я выложу то что проверил и чем пользуюсь много лет.
 

Andreez

1 ранг
Регистрация
1 Окт 2019
Сообщения
2,745
Реакции
2,674
Репутация
114
Страна
ישראל
Город
חיפה
Имя
Андрей
KSV , в раннем посте на Figure 2 какие номиналы делителей?
Ус рекомендуется на12В 0.5А, можно ли более мощный, допустим наа TDA7265. Просто у меня такой лежит без дела, а работает от 6В до 20В.
Главное, чтоб земля динамика у уся была соединена с входной землей - иначе будет проблема делитель сделать. Т.е. Д-шик не особо подойдет, хоть я и пользовался одно время.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Главное, чтоб земля динамика у уся была соединена с входной землей
Да, само собой, поэтому я и советую К174УН14 или что-то подобное с разделительным выходным конденсатором.
Усилители с мостовым выходом (а это обычно класс D) я не советовал, да и смысла в них нет - рабочий режим пшики в несколько секунд, нагрев микросхемы минимальный (во многих, кстати, защита) и радиатора от балды ну 10...15 кв.см. хватит с запасом.
В данном случае УНЧ только трёхполюсники т. е. один вывод - вход, второй - выход, а третий - общий. На транзисторах собирать смысла нет. Нужна линейность 20...20000 Гц при мощности 1...4 Вт и всё.
Благодаря конденсатору на выходе, вход звуковой карты будет в безопасности даже если умудриться пожечь усилитель.

Рискну. Файлам, как и работающему по ним устройству лет, наверное, 10. Файлов много, отличаются незначительно и деталей я уже не помню, но принципиально всё рабочее и проверенное.
Вот общая схема измерений для программ LIMP-ARTA (не только для них, должно работать с другими подобными программами).
Общая схема измерений.png

Это только для общего понимания принципа.
В режиме LIMP сигнал на нагрузку поступает через резистор Rдоп, а в режиме ARTA резистор замкнут и всё напряжение поступает на динамик.

Вот более точная и правильная схема. Красные цифры соответствуют выводам на плате усилителя. Это удобно - все переключатели и разъемы подключены к плате, а не к друг другу.
Схема измерений.png


Положений переключателей - 4 , а рабочих режимов - 3.
1) LIMP и Калибр
2) LIMP и Изм
3) ATRA и Изм
комбинация ARTA и Калибр не используется.
Плату индикаторов уровня не советую - мне было непонятно, насколько на результат влияет уровень сигнала. Думал, что возможно надо выдерживать уровень 1 Вт. И интересовал уровень от микрофона т. к. уровень сигнала "в упор" и "с двух метров" колоссально разный. Оказалось, что разницы почти нет. И если индикатор уровня выходной мощности не влияет, то параллельно левому входу подсаживает его.

Рисунок платы. Взято у Fenix и чуть подправлено под свои детали. Есть и в формате lay
la.png

Тонкими линиями - детали которые можно установить. Насколько помню, RC коррекция не понадобилась.
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
Эх, Юрий! Вы не знаете с кем связались.... Вы мне одно слово, а я в ответ - 200.

Так для начинающих это находка!
Многознающие считают, что остальные тоже много знают и оставляют короткие реплики, расширенные сообщения всех расзадоривают и выпадает град знаний остается только собрать, сохранить и осмыслить.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
остается только собрать, сохранить и осмыслить.
- Спасибо. Но меня часто раздражённо обвиняют в многословии.
Я же стараюсь не просто лить воду, а объяснить почему я делаю или думаю именно так, при этом могу ошибаться.
- Достоинством этого программного пакета является то, что на левый (или правый, как угодно) вх. зв. карты подается подаваемый сигнал, а на другой - полученный с испытуемого устройства. Поэтому даже если усилитель (на TDA2003 или подобный) искажает сигнал по частоте и уровню (в определенных пределах, конечно), то это учитывается и точность не страдает. Исправляются только линейные искажения, нелинейные исправить нельзя.
В настройках ARTA для этого надо поставить галочку в
Record - Impulse response - MLS - Use second channel as reference
Возможностей и настроек ОЧЕНЬ много, я пользуюсь минимумом и в основном по умолчанию, мне хватает и этого.
- Я считаю, что для начала лучший микрофон - такой
Genius.jpg

Genius, правда в магазинах их не вижу, но на интернет-барахолках есть (чаще светло-серый). Лучше не качеством капсюля, но удобством:
1) Устойчивая подставка с узлом поворота в любое положение.
2) Довольно длинный экранированный провод с надежным разъемом.
3) Уже готовый неплохой держатель (не надо изгаляться и искать что-то).
4) Удобная замена капсюля перепайкой при необходимости.
Я делал так: обрезал какбель у подставки и вразрез поставил микрофонный усилитель в корпусе. Вырезал поворотный узел и врезал его в новую подставку. Получилось удобно и практично.
Надо только согласовать подставку со штативом, если он есть, но это на первых порах не обязательно.
ПРОБЛЕМА была в калибровке. Не буду писать как я ее решил, но червь сомнения всё равно глодал. Тогда я купил микрофон с файлом калибровки, звуковой картой, подключением и питанием по USB.
При этом убедился, что калибровку на Genius я сделал правильно,
но микрофон с USB удобнее поскольку крепление приспособлено к стандартной микрофонной стойке, которую тоже пришлось покупать. Но вначале с этим можно не торопиться, а использовать "бюджетный" (дешевый) вариант.
В продаже есть и другие подставки с компьютерным микрофоном, но шарнир у них попроще. Какие сейчас ставят микрофоны - мне неведомо, это как повезет, но замена капсюля очень проста.
Большинство микрофонов будет работать от 20 до 2000 Гц идеально.
Около 5 кГц обычно холм в несколько дБ (массово проверял их лет 10 назад, поэтому помню не очень), а выше 10 кГц крутой спад.
И даже если вы купите идеально ровный капсюль (это невозможно), то держатель обязательно изломает его АЧХ выше 10 кГц.
Не надо гоняться за хитрыми формами "наконечника" держателя с ювелирно отфрезерованными углублениями. Проще и лучше - подкорректировать файл калибровки.
Но у себя я все равно считаю малодостоверными результаты выше 15 кГц, да это и неважно.
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
Влияет ли длинна держателя на измерения, на разных фото микр на длинном держателе.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,258
Реакции
9,626
Репутация
382
Влияет ли длинна держателя на измерения, на разных фото микр на длинном держателе.
обвеска капсюля уродует его ачх куда страшнее, чем какой-то хвост. Оформление не рассчитано колонки мерить, пару ласковых сказать, и достаточно.
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
обвеска капсюля уродует его ачх куда страшнее, чем какой-то хвост. Оформление не рассчитано колонки мерить, пару ласковых сказать, и достаточно.
Значит лучше всего капсуль и как-то закрепить на штативе или прямо на коробочке микрофонного усилителя?
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,258
Реакции
9,626
Репутация
382
Сам капсюль паяем на измерительую плату , преда , можно вместе с батарейкой.
Или два обмоточных лакированных провода паяем скрученные на капсюль, провода эти- и ручка- держалка и кабель . А всякие трубки и стаканы вокруг капсюля, не проверенные измеритеьным микрофоном- лишняя ерунда в частотку.
 

Вложения

  • Микрофонник  для электрета.jpg
    Микрофонник для электрета.jpg
    95.7 KB · Просмотры: 160

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Значит лучше всего капсуль и как-то закрепить на штативе или прямо на коробочке микрофонного усилителя?
1) Как крепить капсюль на штативе? Изолентой? Прозрачными соплями? А потом убирать в коробку штатив прямо с микрофоном?
2) Если плавные обводы от держателя капсюля до тонкой гнутой трубки "уродуют" АЧХ, то что сделает во много раз бОльший корпус, стоящий в непосредственной близости за капсюлем и отражающий звуковые волны, как стена? И это при том, что на близком от динамика расстоянии, тонкая оболочка капсюля отражает самые высокие частоты и как-то влияет на АЧХ? Поэтому я и не особо смотрю на показания выше 10...15 кГц.
3) Использование капсюля кое-как закрепленного на чем-то и подача сигнала от него прямо на микрофонный вход, да еще в режиме Boost - несусветная дурь, которую не хочу даже обсуждать, это уж без меня. увольте.
4) Питание самодельного микрофонного усилителя ТОЛЬКО автономное - от батареи типа "Крона". Это просто и быстро позволяет уйти от кучи проблем.
5) Вариантов микрофонного усилителя - бесконечность, но я РЕКОМЕНДУЮ такой (взято вроде бы у Серого Хомячка, давно это было) на единственной мелкосхеме, работает очень хорошо.
40 MicAmp.png

Микросхем подходит много и самых обычных, лишь бы работали от +-3 В и были не слишком экономичными.
Есть где-то печатная плата в формате LAY
Светодиод(ы) стабилизирует режим, это и индикатор питания. Напряжения измерены мною. Если нет СИД с таким падением напряжения, можно поставить два красных по 1,5 В.
От S2 я отказался - делал для измерений в упор, оказалось - не надо.
Предостерегаю от попыток сделать усиление побольше. Насколько помню, достаточно 20...30 раз.
6) Начитавшись горе-интернет-советчиков, купил когда-то с пересылкой и недёшево несколько капсюлей Панасоник WM-61, скачал для них от гурей кучу калибровочных файлов, засовывал купсюль (а он малого диаметра, плоский и тонкий, крайне неудобный в трубку, ради чего разломал телескопическую антенну и занимался подобной порнографией. В результате убедился, что всё это бред гуру-теоретиков. Я послал гурей в то место. которое они заслуживают с их капсюлями и антеннами.
Файл коррекции всё равно нужен индивидуальный, и он снимает всю гурину лапшу с ушей.
7) Поэтому поначалу надо смириться с тем, что от 5 кГц и выше ваши АЧХ будут с ошибками в несколько дБ (выше 15 кГц скорее всего гораздо больше из-за завала).
8) Но НАУЧИТЬСЯ ИЗМЕРЯТЬ, и ОЦЕНИВАТЬ измерения можно и с таким капсюлем. Через некоторое время можно (понимая что делаешь) немного подправить результат сделав свой файл коррекции.
Для 'того надо взять (хоть на один день) ХОРОШУЮ пищалку с известной АЧХ и подогнать под неё АЧХ микрофона. Будет не калиброванный микрофон, но более-менее правильный и достаточны в 90% случаев.
Но НЕ СОВЕТУЮ с этого НАЧИНАТЬ.
Это как со стрельбой. Надо научиться стрелять и только потом поправлять прицел. Пока не научился - не лезь, сделаешь только хуже.

Пока не закрыл страницу, вот вид платы усилителя.
41 MicAmp.png

У Fenyx вроде бы была микросхема дефицитная и рисунок каплю другой. Я всегда правлю чужие платы под себя и свои детали.
Настройка не нужна, размеры платы 48х20 мм.
 
Регистрация
12 Ноя 2019
Сообщения
21,258
Реакции
9,626
Репутация
382
Схема, приведенная выше, собрана на макетке , там же не плате и Крона, микрофон припаян двумя свитыми одножильными обмоточными проводами в пару см к плате.
Усиления в 24 дБ по максимуму хватило за глаза, чтобы петь песни через ламповый унч. А для измерений нужно гораздо меньшая чувствительность, особенно при измерениях в упор к динамику. Голая неэкранированная плата не выдала каких-то видимых и слышимых помех.
Поэтому с чистой совестью отправлена заказчику , он сейчас потихоньку осваивает измерения и настройку. делится результатами.
Мудрить с усилителями для электрета- можно и не мудрить, электрет сам вываливает сигнала немеряно. Дело в простом согласовании по нагрузке, да и линейность его на высоких уровнях звукового давления некоторые схемы повышают, это факт.
Свою схему сочинил с полпинка, мудрить не стал, зато быстро и просто.
А уже сочиняя питерским ребяткам их конденсаторный МК-102, постарался. Питание от ЮСБ, нолучаем +200в на мембрану и 30 в на питание повторителя на полевике. И выход с повторителя подается на вход звуковой карты. Никаких предусилителей не потребовалось.

1) Как крепить капсюль на штативе? Изолентой? Прозрачными соплями? А потом убирать в коробку штатив прямо с микрофоном?
2) Если плавные обводы от держателя капсюля до тонкой гнутой трубки "уродуют" АЧХ, то что сделает во много раз бОльший корпус, стоящий в непосредственной близости за капсюлем и отражающий звуковые волны, как стена? И это при том, что на близком от динамика расстоянии, тонкая оболочка капсюля отражает самые высокие частоты и как-то влияет на АЧХ? Поэтому я и не особо смотрю на показания выше 10...15 кГц.
3) Использование капсюля кое-как закрепленного на чем-то и подача сигнала от него прямо на микрофонный вход, да еще в режиме Boost - несусветная дурь, которую не хочу даже обсуждать, это уж без меня. увольте.
4) Питание самодельного микрофонного усилителя ТОЛЬКО автономное - от батареи типа "Крона". Это просто и быстро позволяет уйти от кучи проблем.
5) Вариантов микрофонного усилителя - бесконечность, но я РЕКОМЕНДУЮ такой (взято вроде бы у Серого Хомячка, давно это было) на единственной мелкосхеме, работает очень хорошо.
Посмотреть вложение 5037
Микросхем подходит много и самых обычных, лишь бы работали от +-3 В и были не слишком экономичными.
Есть где-то печатная плата в формате LAY
Светодиод(ы) стабилизирует режим, это и индикатор питания. Напряжения измерены мною. Если нет СИД с таким падением напряжения, можно поставить два красных по 1,5 В.
От S2 я отказался - делал для измерений в упор, оказалось - не надо.
Предостерегаю от попыток сделать усиление побольше. Насколько помню, достаточно 20...30 раз.
6) Начитавшись горе-интернет-советчиков, купил когда-то с пересылкой и недёшево несколько капсюлей Панасоник WM-61, скачал для них от гурей кучу калибровочных файлов, засовывал купсюль (а он малого диаметра, плоский и тонкий, крайне неудобный в трубку, ради чего разломал телескопическую антенну и занимался подобной порнографией. В результате убедился, что всё это бред гуру-теоретиков. Я послал гурей в то место. которое они заслуживают с их капсюлями и антеннами.
Файл коррекции всё равно нужен индивидуальный, и он снимает всю гурину лапшу с ушей.
7) Поэтому поначалу надо смириться с тем, что от 5 кГц и выше ваши АЧХ будут с ошибками в несколько дБ (выше 15 кГц скорее всего гораздо больше из-за завала).
8) Но НАУЧИТЬСЯ ИЗМЕРЯТЬ, и ОЦЕНИВАТЬ измерения можно и с таким капсюлем. Через некоторое время можно (понимая что делаешь) немного подправить результат сделав свой файл коррекции.
Для 'того надо взять (хоть на один день) ХОРОШУЮ пищалку с известной АЧХ и подогнать под неё АЧХ микрофона. Будет не калиброванный микрофон, но более-менее правильный и достаточны в 90% случаев.
Но НЕ СОВЕТУЮ с этого НАЧИНАТЬ.
Это как со стрельбой. Надо научиться стрелять и только потом поправлять прицел. Пока не научился - не лезь, сделаешь только хуже.

Пока не закрыл страницу, вот вид платы усилителя.
Посмотреть вложение 5038
У Fenyx вроде бы была микросхема дефицитная и рисунок каплю другой. Я всегда правлю чужие платы под себя и свои детали.
Настройка не нужна, размеры платы 48х20 мм.
Спасибо, что просветили мою серость, но дело в том. что капсюль электрет в моей измерительной макаке припаян ВДОЛЬ макетной платы, не поперек ея. И он оттянут соединительными проводками от платы ещё на пару см. На плате впаянно гнездо RCA, для гибкого кабеля к звуковой карте. Сличение этой измерилки с конденсаторным микрофоном не выявило трагических неровностей на ачх, кроме присущего этому капсюлю спада выше 10 кГц. Других капсюлей нам не завозили, заказчика это устроило.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Продолжу картинками. Сделано было лет 10 назад из принципа "не на выставку", а быстрее-быстрее и чтобы удобно было работать.
Желающие могу поязвить по поводу внешнего вида, меня это не волновало, но жесткий корпус сохранил всё при неоднократных падениях на пол, бросаниях на полках и т. п.
Будь микрофон на двух хилых проволочках к открытой плате, все это было бы уже нерабочим хламом, а если на нехилых, то контактные площадки капсюля уже отслоились бы.
42.jpg

Всё на зажимах и разъемах. Это удобно, но есть вероятность плохого контакта, поэтому не забываю проверить калибровкой и здравым смыслом. Управление всего двумя тумблерами.
43.jpg

Зажимы под провода к акустике и 3,5 мм гнездо для выхода микрофонного усилителя.
44.jpg

К звуковой карте и питанию. От времени паршивая пластмасса высохла и разлетелась.
45.jpg

Микрофон с усилителем. Корпус от горелого балласта. Длииинный выходной провод (2 метра) позволяет крутить корпус как угодно.
Вклеенный шарнир позволяет поворачивать микрофон во всех плоскостях. Ударопрочность гарантирована, плавные обводы обтекателя минимально меняют АЧХ и только на ВЧ.
Из-за разъемов легкая разборка. В положении для хранения стойка поворачивается на 180 градусов и требуется мало места для хранения.
Не значит, что я призываю делать точно так же, но советую сделать что-то подобное. Практика подтвердила удобство конструкции.
 

Юрий

2 ранг
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
377
Реакции
152
Репутация
24
Страна
Украина
Город
Краматорск
На коробочке тумблеры, понятно для коммутации, светодиоды для контроля напруги. Если есть контроль то Тогда должны быть регуляторы где-нибудь. На схеме микроус регуляторов нет, тогда зачем светики?
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Если есть контроль то должны быть регуляторы где-нибудь. На схеме микроус регуляторов нет, тогда зачем светики?
Спасибо, Юрий! Наконец-то хороший вопрос.
Один зелёный светодиод без подписи - просто индикатор наличия питания (да-да, это нужно). Одна линейка светодиодов - напряжение на выходе УНЧ, другая линейка - индикация напряжения от выхода внешнего микрофонного усилителя - ведь если тыкать микрофон в упор к динамику на который подан с УНЧ целых 4 Вт, возможен перегруз на выходе микрофонного усилителя.
Я хотел добавить ручной регулятор уровня УНЧ, но отказался от этого.
Дело в том, что как в законе Гука, в пределах линейности т. е. отсутствия перегрузки и не слишком малого сигнала, АЧХ и результаты измерений практически не зависят от уровня сигнала.
Подаю на динамик 0,7 В или 2,8 В - кривые довольно точно совпадают (со смещением по вертикали, конечно).
Выгодно поддерживать более высокие уровни т. к. в этом случае микрофон слабее реагирует на окружающие шумы, но когда я дома не один, то уменьшаю громкость и никому не мешаю.
Повторяю, например, орущий в 2-х метрах ТВ не влияет никак.
Если не ошибаюсь, то номиналы резисторов делителей я подбирал так, чтобы при 100% в системном микшере компьютера, выходное напряжение УНЧ было максимальным - 4 В. Но обычно я выставляю микшер на выходе примерно на 1/2...2/3 а уровень микшера линейного входа на максимум. Это очень хорошо, что не нужна тонкая подгонка уровней, программа и схема к ней позволяют делать большие "ошибки".
Теперь относительно калибровки - сначала я этим тоже заботился, потом махнул рукой. Ведь надо, чуть не до миллиметров выставлять расстояния, а это очень неудобно и резко замедляет процесс. И при измерениях использую самые разные расстояния до микрофона, а не только строго 1 метр.
Относительно абсолютной чувствительности динамиков - то же.
Нам не нужен абсолютный уровень, а нужно согласовать динамики в Х-полоске между собой с учетом фильтров, а в фильтрах элементы, которые съедают эту чувствительность и всё равно приходится подгонять "по месту", а не по цифрам, тем более что истинная отдача совсем не обязательно совпадает с паспортной.
Да и при рассматривании АЧХ - волнистой и под наклоном, возникает вопрос - а где точка истинной чувствительности? И ответа у меня нет.
По большому счету светодиодные индикаторы уровня не нужны, поэтому я не привёл их схему. Но мне надо было в этом убедиться.

В #66 я писал про улучшение АЧХ динамиков с примером. Только сейчас нашел у себя первоисточник - журнал "Радио" 1952 год, №3 с.43.
Радио 1952-3-с43.png

Поскольку переделать корзину мы не можем, приходится между краем диффузора и картонными секторами держателя ставить или картонные кольца или заполнять этот зазор чем-либо вязким.
Способ работает, провал становится менее глубоким и "размазывается".
 
Последнее редактирование модератором:

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Продолжу тему измерений, хотя предыдущие посты пропали. Но кто интересуется - прочитал.
Снова 2ГД-36, на этот раз на крохотном экранчике 10 см шириной, большая ось динамика - горизонтально, экранчик сверху ЗЯ, высота над полом 105 см, расстояние до микрофона 50 см.
Поскольку АС Бокарёв справедливо заметил, что динамик мусорный т. к. чувствительность у него никудышняя, я сделал следующее.
Вместо 2ГД-36 поставил на широкий щит 2ГД-38 и установил среднее звуковое давление на уровне -10 дБ графика. Снял щит с 2ГД-38 и поставил щиточек с 2ГД-36.
2ГД38+2ГД36.png

По паспорту отдача 2ГД-38 (зеленая линия) равна 90 дБ/Вт/м.
Красная линия - звуковое давление 2ГД-36 на крохотном щиточке без фильтров. Вот теперь посмотрим влияние фильтров на АЧХ и отдачу.
Я боюсь, что моя писанина снова пропадет, поэтому разобью обзор на несколько частей, надеюсь, это не запрещено.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Итак, фильтр первого порядка т. е. конденсатор последовательно с динамиком, схему рисовать не буду.
Все измерения на одном экране. Во время всех измерений не прикасался ни к микрофону, ни к динамику, не трогал установленные уровни сигнала.
2ГД36 1порядок.png

Для облегчения восприятия сглаживание взял 1/2 октавы (разница с 1/3 очень мала) не хотелось чтобы мы отвлекались на ненужные детали.
"Деды",адепты "чистого звука" не умеющие и не желающие измерять, кричат: "только первый порядок", "только один конденсатор".
Ладно бы сами себе делали, но ведь другим мозги засоряют.
Что мы видим вплоть до емкости 2,2 мкФ (и более) динамик работает во всём своём диапазоне т. е. от 1,5 кГц и выше. Это хорошо? Это ужасно, не надо давать ему тянуться почти до резонанса.
Надо убежать от резонанса (1,5 кГц примерно) на одну-две октавы, недаром производителем заявлен диапазон частот от 3 кГц и выше.
Можно сделать двухполоску с разделом 1,5 кГц, но хорошо ли это будет? Нет. Бухтеть будет, а звучать - нет.
Популярен вариант - конденсатор 1 мкФ. Наверное, это единственный компромисс. Частота раздела 7...9 кГц, выше будет хорошо, чувствительность падает не так сильно. От 2,2 мкФ до 1 мкФ резкое изменение АЧХ, поэтому можно подогнать, но без микрофона это сделать будет трудно. Это случай когда небольшое изменение ёмкости фильтра оказывает сильное влияние.
Конденсатор 0,47 мкФ. То же что и 1 мкФ, но чувствительность ниже на 5...6 дБ. Полка на 13...20 кГц и частота раздела 10 кГц - это супертвитер. Это вариант, но чувствительность резко падает, хватит ли её - неизвестно. Не забываем про острую направленность, это все-таки конус, а не купол.
Вывод: мы не можем управлять частотой среза под свои нужды. Не получится раздел ни на 2 кГц, ни на 5 кГц (стандартные частоты раздела для двухполоски).

S2 есть на схеме. Это переключатель уменьшает усиление второго ОУ. Нужен при измерениях в упор. Вместо него я просто уменьшаю в программном микшере уровень сигнала.

Фильтры второго порядка.
Я на них расчитывал, но ничего путного у меня не получилось. Наверное, неспроста популярны фильтры третьего порядка.
Поскольку фильтры уже "сложные", во избежание путаницы и для облегчения восприятия, нарисовал схему.
Фильтры для 2ГД-36.GIF

Как обычно, красный - подключение напрямую, цветные - варианты фильтров.
2ГД36 2порядок.png

Синий - С=4,7мкФ L=1мГн. Зеленый - С=4,7мкФ L=0,5мГн.
Второй вариант - подгонка вручную по лучшему результату.
Обратите внимание, что изменение индуктивности в 2 раза(!) вызвало небольшое изменение АЧХ т. е. возможна тонкая настройка.
Шикарно ровная АЧХ и в отдаче мы не проиграли, а даже выиграли, но та же проблема - динамик работает примерно от 2 кГц, даже чуть ниже. Не исключено, что это будет здорово для двухполоски т. к. все басовики (монстры не берем) удовлетворительно работают до 1,5...2 кГц. Само собой, требуется юстировка микрофоном при сведении и прослушивании.
Заставить фильтром второго порядка работать 2ГД-36 скажем от 5 кГц без уродливой кривизны или резкой потери отдачи у меня не получается.
У многих может возникнуть вопрос - а зачем вообще ставить этот дурацкий фильтр, если 2ГД-36 всё равно басы не излучает?
А вот зачем. Во-первых, это защищает динамик от перегорания.
А во-вторых. Помните как в кино кричат дикие индейцы при нападении на бледнолицых? Вот и вы. Откройте рот и часто и быстро закрывайте-открывайте его своей ладонью (это басы и действительно, звука не будет). Теперь откройте рот и издайте долгий звук а-а-а (или другой по вкусу - это будут ВЧ звуки), а теперь повторите трюк с ладонью (басы). Вот такой же эффект вызовет смесь ВЧ и НЧ подаваемая одновременно на пищалку.

В заключение, фильтры третьего порядка, так нелюбимые гурами и халтурщиками на производстве (посмотрИте фильтры первых версий 10МАС с удифильскими фильтрами. Постепенно приходилось усложнять фильтры вопреки экономии, думаете это блажь?)
Приведу несколько вариантов.
2ГД36 3порядок А.png

На картинке всё подписано С1=4,7мкФ С2=4,7мкФ L1=0,15 мГн.
Я сознательно ДЛЯ ВАС выбирал ёмкости из стандартного ряда, а подгонку делал настройкой индуктивности.
Обратите внимание на значительно повышение отдачи во всём рабочем диапазоне!
Вполне достойный результат с подавленным и отодвинутым на октаву резонансом. Как черновой вариант вполне годится. Нет проблем с деталями.
Возникает вопрос стыковки и прослушивания? Ну вы от меня слишком много хотите за раз.
2ГД36 3порядок Б.png

Практически тот же результат (ещё ровнее) с другими номиналами фильтров. Какой лучше (или оба хуже)? Не знаю, надо слушать, но одну пищалку никто не слушает, нужно стыковать с чем-то, это не быстро и не просто (сразу всплывает проблема корпуса).
2ГД36 3порядок В.png

Третий порядок позволяет утащить раздел вверх еще на октаву, получив отличную АЧХ и немного потеряв в чувствительности.
С1=2,2мкФ С2=1мкФ L1=0,13мГн.
Вот результат крупным планом с усреднением 1/6 октавы.
2ГД36 3порядок Г.png

Видно, что крутизна составляет 18 дБ на октаву, область собственного резонанса глубоко подавлена.
Не каждая импортная пищалка может похвастать такой АЧХ, китайская - тем более. Помню, купил я недорогие китайские пискуны.
Заявленная чувствительность 95 дБ, по моим прикидкам 88 дБ...
Надеюсь, в основном я осветил тему. Специально сделал это не на экзотической и уникальной, а дешевой и общедоступной пищалке.
Постарался показать что из неё можно выжать.
Конечно, её возможности ограничена, но мусором я её не назову, надо только подобрать ей "товарищей" и настроить нормальные фильтры. Без микрофона это сделать нереально.
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
5,048
Реакции
3,515
Репутация
155
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
В заключение, фильтры третьего порядка, так нелюбимые гурами и халтурщиками на производстве (посмотрИте фильтры первых версий 10МАС с удифильскими фильтрами. Постепенно приходилось усложнять фильтры вопреки экономии, думаете это блажь?)
Приведу несколько вариантов.
Посмотреть вложение 5173
На картинке всё подписано С1=4,7мкФ С2=4,7мкФ L1=0,15 мГн.
Я сознательно ДЛЯ ВАС выбирал ёмкости из стандартного ряда, а подгонку делал настройкой индуктивности.
Обратите внимание на значительно повышение отдачи во всём рабочем диапазоне!
Вполне достойный результат с подавленным и отодвинутым на октаву резонансом. Как черновой вариант вполне годится. Нет проблем с деталями.
Возникает вопрос стыковки и прослушивания? Ну вы от меня слишком много хотите за раз.
Посмотреть вложение 5174
Практически тот же результат (ещё ровнее) с другими номиналами фильтров. Какой лучше (или оба хуже)? Не знаю, надо слушать, но одну пищалку никто не слушает, нужно стыковать с чем-то, это не быстро и не просто (сразу всплывает проблема корпуса).
Посмотреть вложение 5175
Третий порядок позволяет утащить раздел вверх еще на октаву, получив отличную АЧХ и немного потеряв в чувствительности.
С1=2,2мкФ С2=1мкФ L1=0,13мГн.
Вот результат крупным планом с усреднением 1/6 октавы.
Посмотреть вложение 5176
Видно, что крутизна составляет 18 дБ на октаву, область собственного резонанса глубоко подавлена.
Не каждая импортная пищалка может похвастать такой АЧХ, китайская - тем более. Помню, купил я недорогие китайские пискуны.
Заявленная чувствительность 95 дБ, по моим прикидкам 88 дБ...
Надеюсь, в основном я осветил тему. Специально сделал это не на экзотической и уникальной, а дешевой и общедоступной пищалке.
Постарался показать что из неё можно выжать.
Конечно, её возможности ограничена, но мусором я её не назову, надо только подобрать ей "товарищей" и настроить нормальные фильтры. Без микрофона это сделать нереально.
СУПЕР
 

Лаич

2 ранг
Регистрация
5 Июн 2020
Сообщения
32
Реакции
9
Репутация
1
Возраст
58
Страна
Россия
Город
Балаково Саратовской обл.
Имя
Вячеслав
боюсь, что герлен сегодня уже не найти
Пластиковые окна герметизируют лентами, на которых нанесена белая замазка. Если размочить её в бензине, то всплывает маслянистый герлен.
(это урок от С.Сергеева.)
Кстати, он-же рекомендовал делать более широкие сектора.
Вдруг 15ГД-11 так лечится...
Это для динамиков с бумажными гофрами советовалось.

KSV, благодарю за полезную информацию!
А Ваши диалоги с Бокой, дают ещё больше!
(y)
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
Пластиковые окна герметизируют лентами, на которых нанесена белая замазка. Если размочить её в бензине, то всплывает маслянистый герлен.
(это урок от С.Сергеева.)
Кстати, он-же рекомендовал делать более широкие сектора.
В самом-самом начале я думал, что достаточно растворить в бензине герлен и мазать этой жижей. Это было ОШИБКОЙ.
Потом дошло, что герлен состоит из полизобутилена (он-то нам и нужен) и наполнителя (глина или подобная гадость). Поэтому режем герлен на кусочки (скорее растворится), их в баночку, закрываем крышкой (калоша летуча, поэтому герметично) и ставим куда-нибудь, лучше в теплое место. Спустя ... дней (не помню, грубо месяц или два) в баночке внизу отходы, а нужную субстанцию сливаем, это жидкость светло-коричневого цвета, густота зависит от того сколько осталось бензина. Далее разводим бензином до нужной кондиции.
Что там в белой замазке - понятия не имею, неплохо бы узнать состав.
Но полиизобутилен, оказывается, тоже бывает разный и годится не всякий. Есть клей для крыс, у нас называется "ALT". Его особенность - не сохнет и жутко липкий. Мыши и мелкие крысы, наступив в него, не могут отлипнуть и вам остается гуманно с ними что-то сделать, а убивающая мышеловка с пружиной - негуманно, "зелёные" возмущаются.
Так вот этот полиизобутилен мне не понравился - он слишком текуч и ЛИПУЧ, намазанный диффузор будет плыть и пятно будет расплываться.
Есть еще добавка - СЫРАЯ резина, продается в автомагазинах. Так же долго растворяется в бензине. Смешивают с раствором герлена, получается менее липкая жидкость, к ней не липнет всякий мусор.
Герлен+резина очень очень похожи на состав которым пропитан гофр у 3ГД-32, 4ГД-5. С клеем для крыс смешивать не пробовал (клей, конечно, тоже разводят).
Пропитывать больше чем гофр+чуть-чуть не советую, весь диффузор пропитывать нельзя.
Суть полиизобутиленовой пропитки - не изменять свойства бумаги диффузора, а свойства гофра, чтобы демпфировать колебания в нем.
Усердствовать тоже не надо, нормальный гофр вообще тонкий до прозрачности. А вот полоску бумаги между гофром и корзиной хорошо намазать чем-то плотно-вязким (см. выше в журнале 1952 года).
Ибо очень многие ШП-СЧ страдают провалом АЧХ.
Делал опыт по небольшой промазке герленом гофра 2ГД-36, результат неудовлетворительный - получил вот что
Герлен до после.png

Зеленый до герлена, красный - после. Красный менее гладкий и отдача стала чуть похуже.
Пробовал мазать по чуть-чуть на переделанном 3ГД-31 от гофра к центру. Сначала АЧХ немного улучшалась, потом резко ухудшилась.
P.S. Бока много чего знает, но выдавить из него ценные сведения - трудно. Ему бы в партизаны, гестапо плакало бы.
 

АШ

1 ранг
Регистрация
15 Фев 2020
Сообщения
1,028
Реакции
508
Репутация
9
С1=2,2мкФ С2=1мкФ L1=0,13мГн.
Вот результат крупным планом с усреднением 1/6 октавы.
Посмотреть вложение 5176
Видно, что крутизна составляет 18 дБ на октаву, область собственного резонанса глубоко подавлена.
Не каждая импортная пищалка может похвастать такой АЧХ, китайская - тем более. Помню, купил я недорогие китайские пискуны.
Заявленная чувствительность 95 дБ, по моим прикидкам 88 дБ...
Надеюсь, в основном я осветил тему. Специально сделал это не на экзотической и уникальной, а дешевой и общедоступной пищалке.
Постарался показать что из неё можно выжать.
Конечно, её возможности ограничена, но мусором я её не назову, надо только подобрать ей "товарищей" и настроить нормальные фильтры. Без микрофона это сделать нереально.

Отличный результат.
В защиту 2ГД-36 скажу, что при отборе их из кучи удавалось найти экземпляры, звучавшие высоко, вплоть до 25 кгц (слушалось ушами специально приглашённых 18-летних девушек). И да, при 3-м порядке уходил противный резонанс на 1,7 кгц и прояснялась верхушка.
Единственное: ставить их надо большой осью вертикально - так шире ДН.
Но при широкой доступности и низкой цене пищалка незаменимая по цене/качеству.
 

KSV

1 ранг
Регистрация
10 Июн 2020
Сообщения
4,862
Реакции
5,590
Репутация
198
Страна
Россия
Город
Москва
Имя
Сергей
ставить их надо большой осью вертикально - так шире ДН.
Хочу спросить про диаграмму направленности. А так ли надо, чтобы она была шире по горизонтали? Ведь колонки стоят близко к стенам (ширина стандартной комнаты 3 с небольшим метра, поэтому хорошо если получится на 0,5 м от стены отодвинуть) и отражения будут сильными. А если "положить" эллипсы, то отражения от стен почти не будет, потолок далеко, а на полу коврик...
Второе соображение - при высокой частоте раздела надо сближать центры динамиков, с лежачими эллипсами будет лучше.
Третье. Мызыку мы, эгоисты, слушаем в одиночестве (остальные домашние разбегаются с криками "спасайся кто может"). В этом случае вообще лучше узкая направленность.
Что скажете лично Вы? (Буду благодарен узнать отзывы остальных читателей).
 

АШ

1 ранг
Регистрация
15 Фев 2020
Сообщения
1,028
Реакции
508
Репутация
9
Хочу спросить про диаграмму направленности. А так ли надо, чтобы она была шире по горизонтали? Ведь колонки стоят близко к стенам (ширина стандартной комнаты 3 с небольшим метра, поэтому хорошо если получится на 0,5 м от стены отодвинуть) и отражения будут сильными. А если "положить" эллипсы, то отражения от стен почти не будет, потолок далеко, а на полу коврик...
Второе соображение - при высокой частоте раздела надо сближать центры динамиков, с лежачими эллипсами будет лучше.
Третье. Мызыку мы, эгоисты, слушаем в одиночестве (остальные домашние разбегаются с криками "спасайся кто может"). В этом случае вообще лучше узкая направленность.
Что скажете лично Вы? (Буду благодарен узнать отзывы остальных читателей).
Ответ простой:
если сидим на месте ровно и не ходим по комнате, то лучше располагать динамики максимально близко, то есть класть пищалу на бок.
Если же АС предполагаются для озвучания всей комнаты и дружеских посиделок, то - вертикально, как у Салтыкова в "Кубиках".
Замечание: при прослушивании музыки надо, чтоб домашние наоборот, как мухи на мёд, сбегались к месту прослушивания. Это будет означать, что в вашей системе всё правильно подобрано, в том числе и домашние ;-)
 
Регистрация
23 Июл 2019
Сообщения
5,048
Реакции
3,515
Репутация
155
Возраст
49
Страна
Украина
Имя
Николай
Отличный результат.
В защиту 2ГД-36 скажу, что при отборе их из кучи удавалось найти экземпляры, звучавшие высоко, вплоть до 25 кгц (слушалось ушами специально приглашённых 18-летних девушек). И да, при 3-м порядке уходил противный резонанс на 1,7 кгц и прояснялась верхушка.
Единственное: ставить их надо большой осью вертикально - так шире ДН.
Но при широкой доступности и низкой цене пищалка незаменимая по цене/качеству.
Девушки - это хорошо!
 

Статистика форума

Темы
2,350
Сообщения
163,072
Пользователи
1,905
Новый пользователь
generator1969
Сверху Снизу